Мартин Капиаш: Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин

Душан Петрак| опубликовано в номере №1208, сентябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

В СЕДЬМОМ НОМЕРЕ «СМЕНЫ» ЗА 1977 ГОД РАССКАЗЫВАЛОСЬ, ЧТО СЛОВАЦКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВА ЧЕХОСЛОВАЦКО-СОВЕТСКОЙ ДРУЖБЫ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ СВЯЗИ СЛОВАЦСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В БРАТИСЛАВЕ В ЧЕСТЬ 25-ЛЕТИЯ КУРСОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗА АКТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НАГРАДИЛИ РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА «СМЕНА» ПАМЯТНОЙ ЮБИЛЕЙНОЙ МЕДАЛЬЮ. МЫ ПОПРОСИЛИ ДОКТОРА МАРТИНА КАПИАША, ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ КУЛЬТУРЫ СЛОВАЦКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮ ЗА ЧЕХОСЛОВАЦКО-СОВЕТСКОЙ ДРУЖБЫ, РАССКАЗАТЬ О КУРСАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

— С какого времени начинается внешкольное изучение русского языка в Словакии?

— Новые курсы русского языка родились во время борьбы за освобождение нашей родины от фашистского ига. Борьба с врагами велась не только оружием, и потому эти курсы стали важнейшим идеологическим фактором.

— Как работали первые курсы русского языка?

– » Курсы русского языка для трудящихся, которые вскоре превратились в Народные курсы русского языка, с первых же своих шагов были верны прогрессивным традициям и как культурный феномен внесли значительный вклад в политическую ориентацию на Советский Союз. После освобождения нашей родины Советской Армией эти курсы постепенно стали массовыми организациями. Поэтому послевоенный период в истории словацкой русистики мы можем с полным правом назвать периодом массового изучения русского языка, когда в качестве первоочередной была поставлена задача – каждый гражданин Чехословацкой республики должен научиться читать русский текст и объясняться по-русски, если появится в этом потребность.

— В первые годы возникало, по-видимому, немало проблем?

— Начало, несмотря на сопровождавший его энтузиазм, оказалось нелегким. У нас не было квалифицированных преподавателей, не было учебников и, что особенно важно, не было опытных составителей, этих учебников. Не хватало словарей, не хватало методических разработок.

— Но вы справились со всеми этими трудностями. В чем значение Народных курсов?

— Прежде всего наш народ осознал международное значение русского языка. Ведь русский стал международным языком прогресса, борьбы за национальную и социальную свободу.

С другой стороны, очевидно огромное практическое значение, которое имеет для каждого жителя Братиславы или Кошице владение русским языком. Ведь это прекрасное подспорье, дающее возможность черпать знания непосредственно из источников советской науки и культуры. С помощью русского можно объясниться в каждой из социалистических стран. Знание этого языка способствует политическому и экономическому росту страны.

— Могли бы вы привести цифры, рассказывающие о размахе вашей работы?

— За 16 лет существования Народных курсов основы, знаний русского языка получила примерно четвертая часть населения Словакии.

— Какие изменения произошли в деятельности Курсов в последнее время?

— Успехи развития общества, хорошие результаты в освоении русского языка у выпускников начальных и средних школ привели к существенным структурным изменениям. Цель реорганизации состояла в том, чтобы накопленные знания в чтении расширялись, вели к возможности беглого разговора по-русски. Существуют технические, разговорные и литературные курсы. Создали мы и специализирующиеся по интересам Кружки друзей русского языка – это для тех, кто уже прошел начальную и специальную подготовку. Были организованы теле- и радиоконкурсы, вечерний университет для продолжающих обучение. Вместе с начальными работают и курсы для продолжающих обучение: разговорные, специальные, интенсивные и т. д. Кружки концентрируют свою деятельность на изучении русской поэзии и литературы, на разговорной практике или на переводах.

— Охватывает ли эта система и школьников?

— Да, во-первых, проведением популярного поэтического конкурса «Пушкинский памятник». В этом году он проходил уже в 19-й раз. Существуют, кстати говоря, реальные предпосылки для того, чтобы этот конкурс стал международным. Другая форма – летние лагеря чехословацко-советской дружбы. В романтических условиях пионерских лагерей в увлекательной форме ребята постигают основы великого русского языка. В этом году работали 12 таких лагерей, и в каждом из них было примерно по 150 детей.

— Сотрудничаете ли вы в этой благородной деятельности с Обществом советско-чехословацкой дружбы?

— У нас подписано соглашение на пятилетний период. ОСЧД посылает к нам педагогов по всем требуемым темам и специальностям. И в этом году ждем приезда 86 учителей. Естественно, мы регулярно получаем от наших советских друзей новые книги, учебники и пособия. Форм сотрудничества бесчисленное множество, и благодаря этому содружеству мы и добились заметных успехов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены