Виноват ли Сухов?

опубликовано в номере №105, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

К комсомольцу Сухову неожиданно явился в помещение ячейки ею земляк. Он: привез Сухову весть о смерти его матери, которая наказала передать сыну на память ее крест. Сухов любил мать, известие о ее смерп и ею расстроило; в минуту скорби он прячет подарок матери за пазуху Комсомолец Вершок заметил, как Сухов прятал крест. Не вдаваясь в суть дела, он негодует. Вскоре между Суховым, Верш, ком и Гамариным - секретарем ячейки - вспыхивает спор. Вершок упрекает Сухова, требует немедленно выбросить крест, иначе он считает необходимым поставить вопрос об исключении Сухова из комсомола. Сухов упрямится, ему кажется оскорбительным поведение Вершка.

Как должен поступить Сухов и как надо было обойтись с Суховым? - эти вопросы невольно возникли при чтении рассказа «право на сентиментальность» содержание которого мы сейчас передали.

Печатая этот рассказ (см. «Смена» № 9), редакция ставила его на обсуждение читателей. Ниже мы помещаем наиболее интересные отзывы читателей.

Не Фарисий ли Сухов?

Вначале два известных мне фактика:

1. Комсомолка - член партии, секретарь одного из коллективов ВЛКСМ Московско - Нарвского района, в Ленинграде. Назовем ее Зинаидой Роговой. В правом ящике комода в своей комнате она хранит две иконки, серебряную цепочку и золотой крестик; это - память о несколько лет назад умершей матери. Она энергичная общественница, активно работает в профсоюзе, боевая антирелигиозница. Но, когда у нее какая - либо неприятность она советуется с памятью матери - с иконами и крестом.

2. Комсомолец - член партии, студент Ленинградского университета, один из лучших бытовых лекторов Губпрофсовета и Губкома КСМ. Парень на всех губсъездах и райконференциях ВЛКСМ рассыпался в пух и прах, доказывая, что ребята отчаянно плохо относятся к девушкам, что, мол, в быту комсомольцы плохи, и пр. и ер., а сам он 31 мая исключен из партии и комсомола за двоеженство, за то, что скрывал от партии, что он сын попа, что до сих пор имеет связь с семьей. Имея в провинции жену с ребенком, сходится с другой девушкой здесь в Ленинграде, отказывается признавать себя мужем и отцом, в общем фарисействует.

Теперь о Лешке Вершке. В каждой организации комсомола есть свои Лешки, есть свои буйно настроенные головы, с большой разоблачительной энергией. Мы им приклеиваем клички бузотеров, трепачей. А на самом деле, работа часто бывает плоха, а наши комсадминистраторы ссылаются на «объективные обстоятельства».

Лешка Вершок поднял бузу из - за того, что антирелигиозник ячейки Сухов спрятал за пазуху крест, присланный ему в память об умершей матери. Лешка поступил справедливо, потому что как бы смог потом Сухов убеждать рабочих завода в ненужности икон, крестов и проч. «святых» реликвий, если у него самого крест за пазухой...

Если комсомолец - антирелигиозник, (кстати сказать, пришедший к станку из деревни), сханжествовал здесь, то нет никакой уверенности в том, чтобы он не сплоховал и в более серьезных вопросах.

Считаю, что Лешка в основном не виноват, только грубо себя держал по отношению к товарищу.

А вот поведение отсекра ячейки Гамарина мало достойно комсомольца: при Лешке держать себя комсадминистратором, а чуть от ворот, так: «милый мой Миша, все люди лошади, а поэтому я тебя понимаю, крестикам, мол, штатное место за пазухой у комсомольцев».

Конец рассказа может иметь два варианта:

1. Если Сухов - закаленный комсомолец (а он был на фронтах), то он сам придет в ячейку к ребятам, сознается в своей ошибке, бросит крест, ибо память о любимой матери можно великолепно сохранить в голове, в сердце, в каком - либо общественно - полезном деле.

2. Если Сухов будет настаивать, что, мол, ребята, поймут меня и согласятся, чтоб ячейковый активист носил за пазухой крест (хотя бы в память о матери), рискуя этим навлечь обвинение комсомольцев в краснобайстве, тогда нужно его гнать из организации и на его примере показать рабочей молодежи, как надо поступать с фарисействующими комсомольцами.

Водник (Ленинград)

Что нам дороже

Рассказ Скворцова: «Право на сентиментальность» произвел на меня огромное впечатление; в голове воскресли старые мысли, вспомнились старые дела...

Кто прав: Сухов или Вершок?

Анализируя этот вопрос, я невольно хочу спросить себя: когда я был прав: тогда ли, когда «не будучи еще комсомольцем и страдая сентиментальностью», поддался усовещеваниям и слезам матери и не пошел на фронт; или же тогда, когда к черту послал сентиментальность, а вместе с ним и «любимую жену», которая грозила мне разводом «если я поступлю в комсомол»?

Конечно, во втором случае я был прав, ибо, теперь будучи активным комсомольцем, я, безусловно, приношу больше пользы, чем нянчился бы с женой и угождал бы ей во всем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Великий боец-революционер

К столетию со дня рождения Чернышевского