В 9 номере нашего журнала было напечатано письмо студента Миронова под заглавием «Вечный, проклятый вопрос». В этом письме Миронов ставил вопрос о несовместимости в наших условиях личной семейной и общественной жизни. Приводя примеры, он доказывал следующие свои выводы по этому вопросу: 1) сходиться по любви и надолго в наших условиях могут только те «кто живет в хороших квартирах, у кого большой заработок»; 2) парни и девушки, женясь, наваливают на себя «пуды забот» - особенно, если появится ребенок; 3) в большинстве случаев «семейная жизнь» кончается или разладом или «омещаниванием», отрывом от партийной и общественной работы; 4) брак не приносит нормальной половой жизни, а аборты - не выход: они калечат женщину и биологически преступны.
Помещая письмо Миронова, редакция поставила его на обсуждение читателей. Продолжаем печатать наиболее интересные отзывы читателей и приглашаем продолжить дискуссию.
ТОВ. МИРОНОВ, задаваясь «проклятыми вопросами», как видно, плохо знает жизнь. Так он в ответ на распространившееся убеждение, что любить и сходиться следует всерьез и надолго, пишет: «это, может быть, хорошо говорить тем, кто живет в хороших квартирах, у кого большой заработок». Как будто бы ему кажется, что именно такие люди хорошо живут. Мне кажется, что он глубоко ошибается. Далее он пишет: «но что же получается в наших условиях, когда сходятся даже по любви парень с девушкой?» - и приводит для примера случай, когда девушка, любившая очень складного парня, ушла от него только потому, что он храпел. Если тов. Миронов верит, что именно так и было, то он лишний раз подчеркивает свое незнание жизни. Как смешно любить «настоящей любовью» и уйти по такой пустяшной причине? Откуда тов. Миронов знает такие бессодержательные примеры?
Мне очень жаль этого парня, страдающего «храпом», что он очутился в нехорошем положении, но это не беда. Пройдет некоторое время и он встретит на своем пути более достойную подругу.
Миронов пишет, что от совместной жизни «радости золотник, а забот и трудов пуды». Неужели же он думает, что люди растут, как яблоки на дереве, подошел, сорвал готовое яблоко - и только. Нет, тов. Миронов, яблоки и те не даются без забот и трудов, а человека воспитать того труднее. Главная тема письма Миронова: как увязать общественное с семейным бытом, как избавить женщину от детей, которые ее связывают и через которых она бросает общественную работу. Интересно знать, что подразумевает тов. Миронов и другие ему подобные под общественной работой. Я считаю, что воспитание ребенка есть тоже общественная задача.
Мы должны оказать прямо, что воспитание детей - «цветов будущего» - долг каждого сознательного человека, долг матери и отца. Кроме того, те женщины, которые на время отрываются от общественной работы ради воспитания ребенка, не должны считать себя ничего не делающими для общества.
Установившийся у нас взгляд, что такие женщины - мещанки, в корне неправилен.
Тов. Миронов привел еще один пример, как сильная физически и умственно развитая женщина - общественница, выйдя замуж, хотела совместить очень многое, т.е. работу на производстве, общественную работу, воспитание ребенка и т. д. Но в результате у нее умер ребенок. Эта женщина была настолько потрясена смертью ребенка, что на некоторое время бросила все и уехала в деревню. Можно сказать, что в будущем эта женщина учтет свой опыт. Но вместе с тем у нас есть много людей, которые только и стараются, как бы лучше устроить свою собственную животную и бессодержательную жизнь; и от них падает тень на тех, кто видит в воспитании детей серьезную общественную задачу.
В письме тов. Миронова много правды, но много и пересолено. Студент - комсомолец Миронов взял только дурные случаи из жизни нашей молодежи и, кроме того, - в узких рамках студенческой среды. Он пишет, что браки несчастливы, а вот я знаю много счастливых браков из жизни комсомольцев. Вот мои примеры: комсомолец П - в, восемнадцати лет, женился на беспартийной девушке, довольно капризной, и в то же время не забросил работу в комсомоле, несмотря на то, что у них не было няньки (а это по Миронову совершенно необходимо).
Вот еще случай: в 1925 году партиец женился на беспартийной, жил хорошо (на небольшое жалованье) и не отставал от работы. В один прекрасный день ячейка узнала, что жена его окрестила ребенка. После же выяснилось, что она сделала это тайно от мужа, но его уже успели исключить из партии. Через некоторое время его восстановили в партии, парень снова взялся за работу. Жену же свою он во многом сумел переубедить.
Вот вам и хорошие стороны быта молодежи, в которых налицо увязка семейной жизни с комсомольской работой. Я не опорю, что у нас много дурных сторон, их больше, чем хороших, «о против них нужно бороться.
«Мироновские» семейства, мне кажется, потому несчастливы, что молодежь сходится «спустя рукава». Ведь для того, чтобы жениться или выйти замуж, нужно знать за кого идешь, этого не отрицает и Миронов, но он не верит в возможность узнать человека вообще. Такое его убеждение явно ошибочно, оно выводит нас за пределы нормальной общественности.
Почему разошлась та парочка, которую приводит в пример тов. Миронов, рассказывая историю о лысине? Не потому, конечно, что на голове девушки не оказалось волос, а потому, что эта плешина была скрыта, что юноша был обманут, что он вовсе не любил девушку, как будущую жену, а любил, как нарядную куклу. Тов. Миронов возмущается, что «всякий врач, имеющий койку, имеет право делать аборт». Тут я с ним согласен. Если бы не всеобщая доступность аборта, молодежь серьезнее смотрела бы на половую связь. Пресловутые «20 руб. и небольшие болезни, и я опять девушка», как у нас часто говорят, толкает многих на половую распущенность.
Мое мнение сводится к тому, что прежде всего необходимо воспитание самого себя, т.е. уметь выдерживать себя во всех случаях жизни. Это самое главное, а у тов. Миронова выходит так, что явилось половое чувство, удовлетворяй его во что бы то ни стало. Кажется странным, что его, медика, мучают такие вопросы. Советская медицина широко осветила этот вопрос. Она говорит, что половая энергия может переключаться в другие виды энергии, и это без ущерба для здоровья. И, по - моему, правильная организация личной жизни, уменье владеть своими страстями и самим собой, регуляция семейных отношений, - все это должно стоять на первом месте, как главный выход из положения.
Надо подтянуться. Тогда не будет всех тех мещанских ужасов, которые описывает тов. Миронов. И сознательный коммунист, и комсомолец должен перевоспитать свою «Ниночку», а не поддаваться ее влиянию. Не было бы у нас ни советской власти, ни ВКП(б), если бы все коммунисты гибли от беспартийных жен. Надо брать в товарищи - подходящих девушек, а не глупых эгоисток «Ниночек». Товарищ - человек - женщина, - вот должен быть курс комсомольца и партийца на свою жену.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К столетию со дня рождения Чернышевского