Когда стоявшие на страже ребята крикнули, что идет милиция, все беспризорники попрятались, кто куда успел — по углам, лестницам, залезали в валявшиеся бочки и ящики, оттуда их вылавливали, вытряхивали и вытаскивали. Был снят монтажный кусок в этой сцене.
Из бочки выглядывает беспризорный с лицом монгола, в приплюснутой дамской старой шляпе.
Когда показалось его озорное лицо, да еще в шляпе, да еще когда он, крикнув смешно «ку-ку», опять спрятался, в зале раздался хохот и бурные аплодисменты.
— Кто это?
— Откуда?
— Да ведь это Мустафа!
— Лучше не найдешь!
— Покажите еще раз, это роскошная находка! Так все, не сговариваясь, сказали в один голос:
— Вот это Мустафа!
И тут же, не выходя из зрительного зала, было решено: этого никому не известного парня перевести на роль Мустафы.
Немедленно был приглашен артист, сыгравший этот эпизод. Он оказался студентом Марийского отделения ГИКа Иваном Кырла.
Вот так бывает не только в сказке, где утром — Золушка, а вечером — принцесса, но и в кино.
Иван Кырла имел необыкновенный успех в этой роли, по улицам он просто не мог незамеченным ходить. Низкорослый, коренастый, всегда веселый и модно одетый, он был немедленно избалован вниманием публики. Администраторы концертных организаций не преминули использовать этот совершенно головокружительный успех. Экк написал ему сцены на тему «Путевки в жизнь», которые он играл в своем костюме беспризорника.
В 1951 году в связи с двадцатипятилетием выхода на экран «Путевки в жизнь» я выступал по радио с воспоминаниями и говорил об Иване Кырла. Редактор газеты «Марийская правда» прислал мне письмо, в котором высказывал благодарность за теплое слово об их земляке, память о котором им дорога. Ходили слухи, что он погиб на войне. Это был очень талантливый молодой человек. Он писал стихи и стал гордостью марийского народа. На родине Ивана издан сборник его стихов, и о нем сохранились очень хорошие воспоминания.
По сценарию Жиган в конце фильма встречается с Мустафой на железнодорожных путях, и между ними происходит драка, в результате которой жиган убивает Мустафу, но по сценарию и Мустафа успевает его ранить, и Жиган падает с откоса в болото, где и погибает. Так заканчивалась в фильме роль Жигана. Так было снято и даже вставлено в картину в рабочем порядке. Но возникла мысль, что Фомка Жиган может еще понадобиться для второй серии, которую собирались делать, и, посоветовавшись, мы решили, что Жиган, убив Мустафу, исчезает.
Действие второй серии, к которой готовились после небывалого успеха картины «Путевка в жизнь», должно было происходить на Беломорском канале, среди «старых знакомых», но в новых обстоятельствах. Жиган, пройдя трудный путь «перековки», становится членом общества. Вторая серия могла бы иметь еще больший успех — это несомненно: фильм любили, и судьбы действующих лиц волновали зрителя.
Но режиссер Экк увлекся другой темой. По своему характеру он был человеком неспокойным, любил пробовать новые пути. Вторую серию нужно было еще доделывать, а он увлекся уже готовым сценарием «Дуня Корнакова», который и снял в цвете, став, таким образом, режиссером первого звукового и первого цветного фильмов.
Первые кадры «появления Жигана» снимали около Киевского вокзала. У железной решетки маленького сквера стоял Жиган, который руководил «сложной операцией» при участии своей подруги Маруси и Мустафы. Все, что происходило за кадром, мы видели по его лицу. Вот Жиган, потягивая махорку из козьей ножки, пристально следит.
Стоит гражданка с чемоданом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.