«Путевка в жизнь»

Михаил Жаров| опубликовано в номере №945, октябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отчего же плакал я, артист Жаров, первый певец в первом звуковом фильме? Я плакал оттого, что совершенно не узнал своего голоса.

Конечно, я не Шаляпин, да я и не возлагал больших надежд на свое пение, но то, что я услышал, это выше всякой фантастики: как из бочки, с экрана раздавался глухой звук, удивительно похожий на лай голодного пса.

Но самое замечательное, что все хлопали меня по плечам и спине и в восторге кричали: «Поразительно! Феноменально! Молодец!»

Я недоумевал. То же случилось со мной, когда я впервые увидел себя на экране. Тогда я не мог смотреть на свое изображение. Все казалось ужасным. Когда я впервые услышал свой голос, я его не узнал, мне казалось, что воет кто-то другой.

Появление звука в кино не застало врасплох актеров театра, наоборот, слово расширило выразительные возможности актера и добавило новые, основные краски в его творческую палитру. Мысль нашла свое ясное выражение. Мы стали себя чувствовать в седле, как всадники на хорошей лошади, потому что говорящий драматический артист тосковал в немом кино без слова.

Вот так мы начали снимать «Путевку в жизнь». Вокруг картины собрались интересные люди. Николай Баталов завязал большую дружбу с человеком, с которого был написан его образ воспитателя Сергеева. Это был Михаил Генрихович Типограф, комсомольский работник, очень любопытный человек, умница, начитанный, он увлекался искусством, любил МХАТ и Баталова. Он возглавлял комиссию по ликвидации беспризорности. Знал души этих несчастных малышей, умел с ними ладить. Не было случая, чтобы он не завоевал доверия ребят, которых ему приходилось вылавливать в развалинах или подвалах разрушенных московских домов и препровождать в детские приемники, куда они шли неохотно. Этот молодой человек помог Баталову найти зерно роли и даже подарил ему для съемок свою кубанку и шинель, в которых он производил операции и на которые он несколько раз брал с собой и Баталова.

Мустафа

Первая съемка, с которой начали картину, была облава беспризорных в подвале разрушенного дома. На студии, в помещении бывшего ресторана «Яр», была построена двухэтажная декорация коридора и подвала. Мустафу играл артист Новиков, на остальные роли были приглашены молодые ребята из театральных студий и ученики ГИКа, в том числе из национальных отделений.

Съемки происходили ночью.

Когда беспризорники заполнили декорацию для съемки панорамы общей сцены, мы увидели воспроизведенную с документальной точностью жизнь заброшенных ребят, жизнь скрытую и тщательно оберегаемую от глаз взрослых.

Николай Экк трактовкой сцен показал, что он не только новатор в области техники кино, но и великолепный художник.

С обостренным чувством гражданской ответственности, ярко и смело он вскрыл ужасы, порожденные войной и разрухой.

Показом сцен, где действуют дети, он как бы взывал: «Люди! Вы ответственны за жизнь и судьбы этих обездоленных детей! Присмотритесь и запомните!»

Моя первая съемка началась тоже в этом объекте.

Приход Жигана с девицей в подвал.

Гостей на эту вечернюю съемку собралось много — члены комиссии по борьбе с беспризорностью, писатели, работники «Межрабпома», в общем, я себя чувствовал, как в театре. Начал волноваться — в горле пересохло, мышцы напряглись, чувствую — гибну!

К счастью, сразу играть не надо было: пока установили свет, поправили декорацию, грим, отрепетировали сцену — репетировал небрежно, маскируя волнение.

Желающих попасть на наши съемки было много, но необыкновенное волнение поднялось, когда узнали, что будут смотреть результат первых двух дней съемки — к изображению уже был подложен звук. У просмотрового зала, который находился в подвале, стояла толпа. Все сотрудники студии рвались посмотреть на новое, интересное: «Говорят, просто чудо».

В зале находились исполнители ролей, члены съемочной группы и руководство студии.

Во время этого просмотра, который шел под аплодисменты, всех поразил один парень, изображавший беспризорника. Эпизод был сделан следующим образом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены