«Путевка в жизнь»

Михаил Жаров| опубликовано в номере №945, октябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

(Из книги воспоминаний «Жизнь, театр, кино»)

Неожиданное предложение

Однажды в театре Мейерхольда ко мне подошел режиссер нашего театра, талантливый человек с оригинальным вкусом и взглядом на искусство Николай Экк и предложил прочитать сценарий на тему о беспризорных, который сделали молодые сценаристы Регина Янушкевич и Александр Столпер. Сценарий «Путевка в жизнь» мне очень понравился, но роль, которую предложил Экк, в восторг не привела.

Я сказал:

— Коля, а почему ты думаешь, что я должен играть Жигана?.. Жулика и убийцу?

— Во-первых, — ответил он, — потому, что ты не похож ни на жулика, ни на убийцу. А во-вторых, ты будешь в паре с Николаем Баталовым. Он будет играть начальника коммуны. Вы разные — вас нельзя спутать.

Да, конечно, Николай Баталов другой — смуглый брюнет с очаровательной улыбкой, немного курносый, с задорными, умными глазами, которые сверкали, когда он смеялся. Это был замечательный актер Художественного театра, и я задумался.

— Нечего думать, по рукам, и все, пробовать я тебя не буду... — заключил Экк.

— Это будет интересная комбинация, — позже говорил Экк корреспондентам, — у меня в картине будут два симпатичных актера, только один — положительный герой, а другой — резко отрицательный, и отрицательным он будет не по своим физико-патологическим данным, а скорее по лени, по нежеланию выпутаться из общества, в которое он попал, может быть, даже случайно. Его засосала «малина». Играя эту роль, Жаров берет на себя огромную ответственность, большую, чем Баталов. У Баталова путь в роли простой, он будет играть СЕБЯ, обаятельного, умного, привлекающего сердца людей человека. Ему проще. А Жарову нужно показать, как гибнут люди, если они вовремя не уйдут со своего порочного пути. Так я думаю о Жигане.

Экк меня не убедил, а заинтересовал, увлек, и я согласился играть Жигана.

«Для чего я на свете родился?»

Картина была первая художественно-звуковая. Тогда звук начали снимать сразу на двух системах: ленинградцы — по системе инженера Шорина, москвичи — по системе инженера Тагера, энтузиаста, восторженно-беспокойного человека, Который всегда присутствовал на первых наших съемках, первым слушал звучание актерских голосов.

Записали пробу моего голоса. Я пел песенку:

«Голова ль ты моя удалая,

Долго ль буду тебя я носить!» —

под трио гармонистов Макарова, Попкова и Кузнецова и двух гитаристов из театра Мейерхольда.

После того, как оператор навел фокус и приготовил съемочный аппарат, на него надевали бокс — громоздкое сооружение из свинца с войлочной прокладкой, чтобы в микрофон не попадал треск аппарата. Бокс подносили на носилках и надевали на съемочный аппарат сверху, и только после этого «заглушения» начиналась синхронная звуковая съемка. Но бокс не всегда надевался удачно, он был настолько тяжел, что штатив съемочного аппарата часто не выдерживал, ножки раздвигались, и аппарат садился под тяжестью бокса. Все начинали сначала. И так это продолжалось иногда по нескольку раз. Но все были энтузиастами, и беды никого не угнетали. И как оператор Василий Пронин ни уговаривал закутать одеялами свой аппарат, клянясь «всеми богами», что треска не будет, Нестеров-звукооператор, — это была новая профессия — ничего не хотел слушать, он ужасно волновался и требовал, чтобы бокс обязательно надевали на аппарат. Бокс в конце концов водворяли на аппарат, и съемка продолжалась.

Я пел свои песенки:

«Эх, судьба ль ты моя роковая,

Эх, долго ль буду на свете я жить»...

Свету лепили много, пленка была малой чувствительности. Обливаясь потом, я закончил съемку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены