Буржуазные идеологи, буржуазная пресса любят поговорить о «потерянном поколении», об аполитизме и эгоистичности современной западной молодежи. Печать приводит растущие цифры молодых преступников, алкоголиков и наркоманов. Все это действительно уродливые явления, свойственные капиталистическому обществу, калечащему духовно и физически молодежь. Но молодые люди ищут выход. Многие из них находят правильный путь в политической борьбе и общественной деятельности, другие, не найдя его, становятся на позиции слепого протеста.
О «молодой Англии» буржуазная пресса пишет только в связи с зарождением на английской почве «поп-музыки» и «мини-юбок», поднявшихся значительно выше колен. Но не эти выкрутасы западной моды определяют действительное лицо нынешнего молодого поколения Англии.
В этом номере мы публикуем статью о современной английской молодежи и проблемах, которые ее волнуют, написанную Национальным секретарем Коммунистического союза молодежи Великобритании Барнеем Дэвисом. Статья дается в сокращенном переводе. Полностью она опубликована в английском журнале «Марксизм тудей» (№ 3, 1966 год).
Барней Дэвис родился в 1940 году в семье рабочего. Английский комсомол, созданный в 1921 году, Дэвис возглавляет уже пять лет.
Я не могу понять сегодняшнюю молодежь». Вряд ли эта фраза покажется кому-нибудь новой. Ею, вероятно, пользовались все предыдущие поколения. Но фраза эта, но существу, бессмысленна, потому что невозможно понять любое поколение в целом. И, конечно же, невозможно написать о поколении в целом. Однако сегодняшнее поколение молодых людей пользуется необычайным вниманием со стороны радио, телевидения, прессы и церкви именно в целом.
В Англии насчитывается приблизительно 9 миллионов людей (одна шестая всего населения) в возрасте от 15 до 24 лет. Эти люди выросли в условиях клонящейся к упадку капиталистической Англии, в эпоху, когда крепнут и делают успехи силы мира, прогресса, социализма и национального освобождения. Именно на этом фоне мы и должны рассматривать проблемы сегодняшней английской молодежи.
Молодежь — естественный двигатель прогресса. Она приходит в общество, построенное предыдущими поколениями. Она обычно является первой, кто жаждет изменить и улучшить общество. Но идеи относительно того, как и во что переделывать общество, не приходят автоматически. Многие молодые люди в сегодняшней Англии носят длинные волосы, участвуют в различных маршах протеста, одеваются так, как никогда бы не решилось нарядиться старшее поколение, принимают наркотики, поют песни протеста, не признают религии, не терпят политических деятелей и партий, любят иронизировать над семьей, равнодушны к королеве и к империи, и среди них много таких, которым совершенно безразличны судьбы Англии.
Во всем этом нетрудно увидеть выражение несогласия, протеста против существующего образа жизни, все это говорит о неугомонности, неуспокоенности молодого поколения. Почему же сегодняшнее молодое поколение такое беспокойное? На этот вопрос дают разные ответы. Указывают на то, что современная молодежь — это военное поколение или послевоенное поколение, что у нынешней молодежи много денег, объясняют беспокойство молодежи угрозой атомной войны, мягким уголовным законодательством, влиянием «общества всеобщего изобилия», отсутствием религиозных чувств, недостаточным контролем со стороны родителей, влиянием «государства всеобщего благоденствия» и т. д. «Вчера вечером лорд Шоукросс обвинил «общество всеобщего изобилия» и «государство всеобщего благоденствия» в том, что они заставляют идти молодежь по неправильному пути» (из газетных сообщений). «Наша страна разваливается у нас на глазах благодаря заговору интеллигентов без веры, бессовестных преступников — молодых людей, неспособных мечтать» (из книги Квинтина Хогга «Национальное превосходство»).
«Его мучила проблема, почему подростки становятся хулиганами, почему мальчишки и девчонки собираются в группы мошенников» (Генри Брук, министр внутренних дел в правительстве консерваторов).
Наибольшим вниманием со стороны прессы и телевидения пользовались вполне определенные группы молодых людей, сначала «тедди бойз» («стиляги»), а позже «моды» я «рокеры». О них были поставлены обычные и специальные телевизионные фильмы, написаны книги — «Поколение Икс», «Неприкаянные» и другие, а министерство просвещения опубликовало доклад «Молодежная служба Англии и Уэльса». Однако, несмотря на то, что инциденты с «модами» и «рокерами» привлекли такое внимание, количество молодых людей, замешанных в этих инцидентах, было очень незначительным. С другой стороны, такие события, как марши и митинги «Кампании за ядерное разоружение», «Движения против апартеида», «Движения за свободу колоний», Коммунистического союза молодежи, «Молодых социалистов» и «Движения за мир во Вьетнаме», в которых участвовали сотни тысяч молодых людей, не породили фильмов, книг или правительственных докладов (если не считать, конечно, секретных).
В то время как о «подвигах» нескольких сотен «модов» и «рокеров» в пасху газеты писали под аршинными заголовками, десяткам тысяч молодых людей, принимавшим участие в марше против войны во Вьетнаме на той же неделе, было уделено очень мало внимания. Будучи беспристрастным обозревателем, невозможно не отметить, что в настоящее время наиболее важной тенденцией в среде молодежи является ее участие в прогрессивных движениях. Подсчитано, что молодежь составляла 80 процентов состава участников пасхальных маршей мира. Газета «Ивнинг стандард» сообщала, что в марше, организованном «Движением за мир во Вьетнаме» 27 ноября 1965 года, «участвовали тысячи молодых людей». Сообщалось также о демонстрациях молодежи и студентов после того, как Ян Смит объявил о «независимости» Родезии.
Исключите молодежь из этих прогрессивных демонстраций, и результат будет весьма плачевный. В декабре 1965 года в программе Би-би-си «Лисининг поуст» приводились следующие данные о численности политических молодежных организаций: молодые консерваторы — 100 тысяч; молодые социалисты — 15 тысяч; молодые либералы — 15 тысяч; молодые коммунисты — более 5 тысяч. (Я смею утверждать, что число молодых социалистов явно завышено.) Если бы «Молодежное движение за ядерное разоружение» было бы организационно оформленным, то, судя по масштабам поддержки его молодежью, я уверен, что оно было бы больше, чем все политические молодежные организации, вместе взятые. Как я уже отмечал, большинство участников пасхальных маршей мира — это молодежь. Количество участников этих маршей достигало в некоторых случаях четверти миллиона. Какие другие организации могут собрать такое количество молодежи? Можно предположить, что на каждого участника марша приходится много сочувствующих по всей Англии. Здесь важно подчеркнуть, что проблема, которая захватила воображение и мобилизовала молодых людей, — это проблема мира.
Столетия прославления армии и войны не сказались на молодых людях. Несмотря на широкую рекламу в прессе и телевидении, вооруженные силы по-прежнему испытывают трудности в вербовке молодых людей. И это несмотря на невиданную в истории пропаганду холодной войны, направленную против мира, против коммунизма, в защиту НАТО, американских баз, атомного вооружения и перевооружения Западной Германии, пропаганду, которой пропитаны все поры английской жизни, пропаганду, усиленную невиданными раньше средствами массовой коммуникации. Если бы эта пропаганда имела успех, то нынешнее молодое поколение превратилось бы в банду закоренелых антикоммунистов, милитаристов, жаждущих умереть за королеву. Но пропагандистская машина не сработала. И это заслуга молодых людей, не побоявшихся вызвать гнев буржуазного государства.
Хотя проблема мира и явилась для молодежи мобилизующим фактором, ее волнует не только она.
Многие молодые люди присоединились или оказывают поддержку другим прогрессивным движениям, особенно организациям, борющимся с расовой дискриминацией. Наряду с этим наблюдается упадок государственных молодежных организаций, например, бойскаутов. Многие религиозные организации также испытывают трудности в привлечении в свои ряды молодежи.
В какие же политические партии вступили эти молодые люди? Можно предположить, что в лейбористскую или коммунистическую. Действительно, некоторое количество молодых людей вступило в эти партии, но далеко не большинство. Мы видим, что сотни тысяч молодых людей, участвующих в прогрессивных движениях, не являются членами прогрессивных партий. Причина, очевидно, заключается в том, что у молодежи сформировалось определенное отношение к политическим партиям вообще и отношение это, к сожалению, распространяется на коммунистическую партию, так как молодежь плохо ознакомлена или ложно информирована о политике коммунистической партии. Многие молодые люди не видят никакого динамизма в политических партиях. Лейбористы, либералы, консерваторы кажутся им одинаковыми. В то время как угроза ядерной войны с жаром обсуждается повсюду, от школьных классов до пивных баров, три самые большие политические партии почти все это время в той или иной форме выступали за ядерное вооружение страны. Нет почти никакой веры в то, что существующий строй способен разрешить насущные проблемы Англии или обеспечить ее будущее. Сегодняшняя молодежь живет в такое время, когда у нее есть уникальная возможность сравнивать: молодежь помнит Англию при консерваторах, теперь она видит Англию при лейбористах. Каждый замечает, что разница очень небольшая.
Форма, в которой молодежь отвергает общество, беспокоит «высшие классы»: «Традиционные символы власти — титулы и собственность — вместо того, чтобы продолжать вызывать уважение и преклонение, вызывают теперь скорее оскорбление и насмешки» (газета «Санди телеграф»). Лорд Монтгомери считает, что правительство снова должно возобновить призыв молодежи на военную службу.
Одна из причин того, что капитализм уделяет большое внимание молодежи, заключается в том, что она представляет собой в целом важнейшую экономическую единицу как потребитель.
Молодежь игнорируют, когда это касается прав, равной заработной платы и социальных льгот. Когда же это касается выкачивания денег, то тут наше общество устраивает за ней настоящую охоту.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.