В нашей Конституции проявляется всесторонняя и многогранная забота о молодежи, о становлении личности молодого человека. Идет ли речь о профессиональной подготовке или о росте начинающего работника, о его воспитании и совершенствовании – перед каждым открыта широкая перспектива для раскрытия своих способностей, для их реализации.
Вместе с тем при внимательном знакомстве со статьями Конституции нельзя не увидеть, что наряду с возможностями, которые предоставляются молодым, она возлагает на каждого гражданскую, человеческую ответственность за дела государства. В этом диалектическом единстве прав и обязанностей проходит и путь молодого человека в рабочие. Сегодня на тебя потрачены усилия мастера и воспитателя в стенах профессионально-технического училища или силы наставника и всей бригады в заводском цехе – завтра сам стань мастером своего дела, возьми шефство над новичками. как показывает жизнь, именно таким образом – единственно справедливым и единственно плодотворным – складываются биографии миллионов людей в нашей стране, недавно отметившей свой самый выдающийся, самый яркий юбилей – 60-летие Советской власти.
В постановлении X пленума ЦК ВЛКСМ, определяющем подготовку комсомола к своему ХУШ съезду, говорится: «Вся деятельность ВЛКСМ должна обеспечивать неуклонное выполнение юношами и девушками Конституции СССР, воспитание их в духе беззаветной любви к своей Родине, Коммунистической партии, верности славным традициям старших поколений...»
В предлагаемых читателю материалах мы рассказываем о проблемах, которые решает сегодня мастер профтехучилища, о молодом рабочем, ставшем лучшим из лучших в своей профессии, об организации труда и .жизни новичков в большом заводском коллективе.
Методы и формы повышения квалификации молодых рабочих, которые мы применяем в нашей повседневной работе, достаточно широко известны. Это конкурсы на звание лучшего по профессии, школы передового опыта, постоянно действующие курсы повышения квалификации и т. д. Но суть, видимо, не в том, какие методы, а в том, как их использовать: формально, от случая к случаю, или целенаправленно, в комплексе. Заводская статистика сообщает интересные цифры: за один год подготовлено 530 новых рабочих, повысили квалификацию в школах передового опыта 768 человек. Их производительность труда увеличилась в среднем на три процента. К примеру, только один токарь 5-го разряда В. П. Колосов обучил семерых молодых рабочих парней применению многорезцовых наладок на токарных станках. Результат – повышение выработки на 7 процентов.
Говоря условно, можно разделить процесс повышения квалификации молодого рабочего на две далеко не равнозначные ступени. Первая – от ученика до рабочего 3-го разряда и вторая – от 4-го до 6-го разряда.
Ученик обычно прикрепляется к рабочему-наставнику. Но всегда ли. можно быть уверенным, что через несколько месяцев из ученика получится рабочий, полностью отвечающий присвоенному разряду? Тут еще много зависит от степени подготовленности самого наставника, его взаимоотношений с учеником, моральной и материальной заинтересованности в шефстве.
У нас также ученик прикрепляется к наставнику, но делается это несколько иначе.
Теоретическое и практическое обучение проходит раздельно. Дважды в неделю ученики освобождаются от работы и идут в хорошо оборудованные учебно-методические кабинеты при цехах. Там ведут занятия внештатные преподаватели – заводские инженеры.
Полновластным руководителем практики остается опытный рабочий. Но прежде чем он приступит к работе с новичком, инженер-методист или технический организатор (есть и такая должность в каждом цехе) познакомят его с планом учебы, выдадут дневник производственного обучения. Отношения наставника с учеником оформляются специальным договором. Наставник знает: если его ученик через положенный срок не сумеет сдать экзамен на разряд – он будет лишен доплаты за шефство. Мера строгая, но справедливая, ибо качество работы наставника – -в качестве подготовки ученика.
При повышении квалификации до второго или третьего разряда требования к молодому рабочему, естественно, возрастают. Прежде всего необходимо согласие бригады. Без этого заявление молодого рабочего даже не будет рассматриваться. Не станут рассматривать заявление и в том случае, если молодой человек не имеет среднего образования и нигде не учится.
Если эти основные условия соблюдены, начинается работа с группами «перворазрядников», во многом напоминающая обучение на этапе ученичества. Так же заключаются договоры между наставником и группой молодых рабочих, так же подключаются по своей линии внештатные преподаватели. К практическому обучению, как правило, прибавляется и овладение второй профессией; отдельным разделом выделяется освоение новой техники.
Читатель, наверное, обратил внимание, что контакты наставника и подшефного оформляются не на словах, а строго документально. Скажу больше: письменные договоры заключаются и во всех других случаях – когда рабочий берется обучить молодых-второй профессии, когда он проводит школу передового опыта. Договор – дисциплинирующее начало, документ, четко регламентирующий обязанности каждой стороны.
Эти мероприятия способствуют успешному претворению в жизнь статьи восьмой Конституции СССР, гласящей, что «трудовые коллективы участвуют... в подготовке и расстановке кадров...».
Наш заводской комитет комсомола – инициатор соревнования молодых рабочих за звание «Лучший по профессии». Пример молодежи оказался заразительным: позже на заводе начали проводиться конкурсы мастерства кадровых станочников. Можно было бы назвать десятки и сотни имен молодых рабочих, прошедших все ступени мастерства... Характерна в этом отношении судьба молодой работницы цеха топливной аппаратуры Т. Бакуло. Десятилетка, затем работа ученицей доводчика на нашем заводе. Помощь опытного наставника, конкурсы, школа опыта – сумма широко известных методов обучения в конечном счете дала нам еще одну доводчицу высокой квалификации.
Несколько особняком в числе начинающих стоят выпускники профтехучилища. Приходят они к нам, уже имея разрядную книжку, и мы формально вправе полагать, что получили квалифицированного специалиста. На деле порой бывает иначе. Конечно, никто сейчас не будет оспаривать преимущества подготовки рабочих кадров в ПТУ. Речь о другом: о правильной оценке подготовки выпускника. Иногда к нам приходят молодые парни с удостоверениями 3-го и даже 4-го разрядов. А если рабочий имеет 4-й разряд, то, согласно положению, обязан уметь выполнить работу и 5-го. Ясно, что новому человеку такое еще не под силу.
Несоответствие присвоенного высокого разряда и фактической подготовки приносит двойной вред. Во-первых, производственники начинают с сомнением поглядывать на дипломы выпускников. Во-вторых, наносится немалый моральный ущерб самому молодому рабочему, снижается престиж диплома, разряда. Выход из такого положения один: в состав экзаменационной комиссии ПТУ непременно должны включаться опытные представители завода, на который направляются ученики.
Наш завод выпускает мощные тепловозы со Знаком качества: Понятно, насколько сложна и ответственна эта работа. Заводская квалификационная комиссия, экзаменуя претендентов на 4 – 6-й разряды, проверяет только знание теории обработки металлов, умение читать чертежи. Все практические навыки должны закладываться раньше, на ступени 1 – 3-го разрядов. В этом основной резерв сокращения процесса подготовки рабочего самой высокой квалификации.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.