— В пользу да и не в пользу. Среди моих бывших учеников много дельных электромехаников. Асабаев Пернебай работает старшим механиком, Зюбин Володя тоже старший механик на Гурьевском отделении Казахской железной дороги. Дежурным по станции стал Борис Магафурович Хамантуров, а ведь ко мне он пришел вот таким, – Сабазов показал рукой чуть выше стола, – парнишкой. И все это меня радует – значит, работаем без брака. Но если я узнаю, что человек с высшим образованием стал на рабочую должность, что его знания не по назначению используются, я думаю, что это чистый брак.
— М-да, а ваши выпускники всегда работают по своей специальности, Калыбек?
— Если не повысятся в должности или не получат высшего образования, то всегда. Не поручусь, что после службы в армии они вернутся на место распределения, но электриками останутся навсегда – это уже проверено.
— Еще одна проблема, почти о том же: как сохранить рабочие кадры на тех рабочих местах, где они нужнее?
— Вам бы лучше на этот счет с директором поговорить, но я попробую ответить. Говорим о профориентации, а все эти разговоры ни гроша бы не стоили, если не учитывать то, о чем вы говорите. Мы поступаем проще простого: набираем учеников не где попало, а именно там, где в будущем будут нужны рабочие кадры. Вот и приезжает наш выпускник на свой родной разъезд, в свой родной дом, а из дома уйти очень трудно.
Рассказывал он и о том, что тем же самым ребятам приходится проходить практику на базовом предприятии, каковым и являются отделения дороги, как правило, совпадающие с прежним их местом жительства. Будучи под постоянным надзором и мастера и тех рабочих, которые знавали его еще малышом, молодой рабочий трудится на совесть, не может трудиться иначе. И поэтому разряд, присвоенный комиссией, в состав которой входят представители базового предприятия и училища, становится точной оценкой его возможностей. В этом порядке заключен тот смысл, что базовое предприятие, участвуя в присвоении разряда, а потом забирая выпускника ГПТУ, само ручается за высокое качество присвоенного ему разряда. Как многим выпускникам других профтехучилищ не хватает иногда этого – точного и высокого качества присвоенного им разряда!
У Сабазова таких явлений за все его годы работы не было. Об этом мне рассказывали в областном управлении и в самом училище. Тем более мне было интересно, каким образом он этого достигает. Но, буду откровенен, его лаборатория СЦБ ответа на этот вопрос не дала.
Побывав в ней, я увидел сделанные руками мастера и учащихся почти все наглядные пособия и множество разнообразных приспособлений. С гордостью показывал мне эти труды мастер, но ни разу не обмолвился, что практически никто не помогает ему оборудованием. Более того, как неоценимую помощь базового предприятия он показал мне обшарпанные, разукомплектованные, отслужившие свою службу щиты и панели для комплектации приборов СЦБ. И мне стало стыдно за его радость: не.слишком ли часто мы уповаем на самозабвенную самоотверженность таких энтузиастов, как Сабазов? Мне вспомнилось, как часто в различных сельских ПТУ учащиеся готовятся на устаревших моделях позапрошлого десятилетия, а потом на тех местах, где они начинают работать, критикуют эти ПТУ.
Сабазов, чтобы преодолеть такие затруднения, делает все своими руками или с помощью учащихся и радуется, если базовое предприятие даст ему устаревший хлам, чтобы превратить его в полноценные учебные пособия. Он сам ни разу не пожаловался мне, за него пожаловалось оборудование.
Да и вообще с материальной частью в ГПТУ № 88, в котором учится значительно больше тысячи будущих электромехаников, связистов и других специалистов для промышленности и железной дороги, не все благополучно. Ни один преподаватель, ни один мастер, ни даже директор училища Н. М. Караваев не пожаловались на это – вероятно, притерпелись и считают своим внутренним делом. А ведь и общежитие, построенное в тяжкие годы войны, нуждается в капитальном ремонте, и в каждой комнате общежития живет гораздо больше подростков, чем это разрешают санитарные нормы. В этих комнатах не хватает элементарной мебели, даже простых стульев.
Правда, сами воспитанники училища, которых мы застали в общежитии, этих недостатков не замечают. Калыбек Сабазович, сам великий патриот ПТУ, сумел за год привить им любовь к училищу. И Даулет Асанов, смуглый, рослый для своих лет, и живой, вечно в движении Бактыбай Кобегенов говорили мне, что именно здесь они стали понимать смысл учения и уверены в своей будущей специальности. Авторитет училища и в городе и среди его воспитанников очень высок.
Неожиданное дополнительное доказательство этому дала сама жизнь. Когда мы разговаривали с ребятами, в комнату общежития вошел бравый сержант в щеголеватой отпускной форме. Это был демобилизованный из армии брат одного из жильцов этой комнаты, заехавший по дороге домой повидаться с младшим братом. Сержант Федор Шмидт в свое время, оказывается, тоже пытался поступить в ГПТУ № 88, но так уж вышло, что не прошел по конкурсу. Сейчас он расспрашивал мастера, как учится Володя, откровенно радовался его успехам. Младшего, кстати, не было в тот момент в общежитии, и мы могли поподробнее поговорить о планах демобилизованного воина.
Специальность у него была – он веско сообщил, что имеет права шофера второго класса. И вместе с тем, вероятнее всего, он будет работать, как и Володя, как и еще один их брат, электриком – уж больно нравится ему эта специальность.
Разговор этот был тем более примечателен для меня, что Федор Шмидт знал мастера только по письмам своего младшего брата и его уважительное отношение к Сабазову было скорее всего не только простой вежливостью, но и отражением отношения младшего брата к своему мастеру. Поговорили о возможности учения в вузе, и выяснилось, что братья со временем собираются учиться в институте. Но сейчас для них важнее была рабочая специальность, возможность самим быстрее стать на ноги. После разговора у меня сложилось четкое представление, что и там, где есть трезвый взгляд на жизнь, где родители отчетливо представляют возможности своих детей и основываются не на благих пожеланиях, а на учете реальных возможностей, отличная рабочая специальность, подкрепленная хорошим средним образованием, ценится куда больше, чем сомнительный диплом, пусть даже и вузовский.
Прощался я с мастером Сабазовым в тополевой аллее, осыпавшей нас первым пухом, и пожалел, что было мало времени, чтобы просто так поговорить о жизни с этим добрым и жизнелюбивым' человеком. Пожали руки, произнесли принятые в этом случае слова, а потом он, оглядываясь, заспешил к корпусу, где его ждали ученики. Новых вам удач и успехов, Калыбек!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.