Просека в завтрашний день

П Лопатин| опубликовано в номере №63, октябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Московский теплотехнический институт

Не слишком ли мы роскошествуем?

НА ОКРАИНЕ Москвы, в Ленинской Слободе', недалеко от того места, где по ажурным мачтам, на гроздьях ажурных изоляторов вливается в город линия электропередачи «Шатура — Москва», стоит старый, несуразный дом с башней, а на нем — золотые буквы:

Теплотехнический Институт имени профессоров Гриневецкого и Кирша.

Когда, проезжая мимо старых деревянных домиков, с развороченными тротуарами и с выбоинами на мостовой, видишь эти две строчки золотых букв, невольно возникает вопрос:

— Не слишком ли мы роскошествуем? Под силу ли нам, еле-еле вылезающим из нищеты, иметь еще лишний научный институт? Даст ли он нам что-нибудь, свяжется ли с жизнью и поможет ли строить новое коммунистическое общество? Да и вообще, — нужен ли он нам? Навязчивый вопрос, особенно там, среди покосившихся заборов и серой пыли окраинной Москвы.

А, между тем, 16 месяцев тому назад, 31 мая 1925 года, у этого невзрачного дома стояла вереница блестящих автомобилей с пестрыми флажками иностранных посольств: почти весь дипломатический корпус был на торжественном открытии Института.

Скромное здание, о существовании которого мы, к своему великому , стыду, почти ничего не знаем, заинтересовало заграницу. «Дерзкой просекой в завтрашний день» назвал новый Институт один из ораторов. И заграница знала, что он был прав.

С тех пор за работами Института внимательно следят заграничные ученые.

Теплотех-нический Институт получил точный и ясный наказ от Союза:

— Измерить Россию. И з м е р ит ь вдоль и поперек, вглубь и вширь — измерить до конца. Взвесить все ее материальные богатства, чтобы техническим переродить нашу страну, сделать ее богаче, сильнее, чтобы содействовать машинизации и индустриализации нашего народного хозяйства.

Вот каков был наказ Институту.

Не так давно наши деды и отцы рассуждали:

— Запасы топлива в недрах земли безграничны. Их с избытком хватит на наш век. Так зачем же нам заботиться об экономии? Зачем тратить время, энергию и деньги на то, чтобы заставить наши машины стать менее прожорливыми и более производительными?

Мы, даже желая, не могли бы так рассуждать. Запасы топлива, казавшиеся еще недавно неиссякаемыми, быстро подходят к концу. Топливный голод надвинулся на мировую промышленность и теперь не для кого не секрет, что запаса каменного угля хватит на 250 — 350 лет, а нефть мы вычерпаем в течение предстоящих немногих десятков лет 1.

И неудивительно. Ведь, общая мощность всех двигателей земного шара в 1924 г. исчислялась в 660 миллионов лошадиных сил, т.е. в 15 раз больше, чем можно было бы получить обратив в рабство все работоспособно» население земли.

Из этих двигателей львиная доля (около 95%) является тепловыми, которые поглощают ежегодно 1635 миллионов тонн (тонна — 61 пуд топлива. И эта колоссальная цифра с кажым годом неизменно, громадными скачками лезет вверх. Так, например, за последние 70 лет мировая добыча каменного угля возросла в 16 раз.

Неудивительно, что при такой трате не выдержат никакие запасы.

Научный генеральный штаб в борьбе за экономию хлебопромышленности»

Какой же выход отсюда? Есть два пути.

Путь первый — заменить топливо каким-нибудь новым источником энергии. Но это новое не так-то легко дается в руки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о нашем гениальном ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, об одном   любопытном эпизоде из далеких времен, когда русский фрегат «Паллада»  под командованием Ивана Семеновича Унковского оказался у берегов Австралии, о  музе, соратнице, любящей жене поэта Андрея Вознесенского, отметившей в этом году столетний юбилей, остросюжетный роман Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены