Путь второй — всемерно экономить оставшиеся запасы топлива. Но экономить не сокращением числа тепловых двигателей, потому что это грозило бы смертью мировой промышленности, а борьбой, жестокой, неумолимой борьбой с обжорством двигателей.
А «обжорство» это настолько велико, что мы вправе быть недовольными тепловыми машинами.
Считая на круг, — все тепловые двигатели только 1/10 «с'едаемого» ими топлива употребляют на нужную, полезную работу. Девять десятых расходуется зря.
Из 12 миллиардов пудов угля, сжигаем ежегодно паровозами всего мира, 11 миллиардов 300 миллионов пудов без толку летит в трубу.
А, ведь, это — десятилетняя продукция Донбасса!
Борьба с бессовестной расточительностью топливных двигателей — вот основная задача мировой техники.
Наш Союз это трудное дело поручил Тепло-техническому Институту. Именно это серое зерно в Ленинской Слободе и является тем самым научным штабом, который руководство за экономию самого дорогого мате-
риала, богатства нашего Союза — топлива, этого «хлеба промышленности».
Вот, еели можно так выразиться, «внутрисоюзное» значение этого Института. Но он имеет и «внесоюзное» значение: не даром дипломаты побывали на его открытии.
Не так давно ьа одном из торжественных послевоенных собраний французский маршал Фош сказал:
— В теперешних войнах побеждает не тот, у кого дальнооойнее пушки и ядовитее удушли-
вые газы, а тот, у кого больше лошадиных сил в его запасах топлива. А мы прибавили:
— И кто сумеет эти лошадиные силы добывать разумнее и дешевле.
Другими словами, в конечном счете победит в общей мировой борьбе тот, кто лучше всего справится с теми задачами, над которыми работает наш Теплотехнический Институт.
Но что же сделал Институт за 11/2 года своего существования? Оплатил ли он хотя бы частично свой долг государству, которое затратило на него 4 миллиона рублей? И чем оправдал он лестное мнение о себе, как о величайшем в мире опытном Институте, потому что по размаху и по своей величине он действительно является наибольшим среди других, подобных ему, научных институтов мира?
Давайте подсчитаем. Но при подсчете уговоримся, что мы для начала будем принимать в расчет только его самые большие работы, а из них — лишь те, которые уже закончены, результат которых уже имеется налицо, прибыль от которых уже записана. Первая расплата Института — экономные топки Каширской электростанции. Такой первой расплатой Института по своему долгу государству была блестяще законченная работа, выполненная по поручению, Государ-ственной Районной Каширской электрической станции. Эта станция «питается» подмосковным углем. И даже не им самим, а его пылью, его мелочью, — теми отбросами, которые получаются при его добыче. Теплотехнический Институт получил задание: создать топку, благодаря которой использование этих отбросов стало бы не только возможным, но и выгодным. Теперь все трудности по решению этой задачи позади. Сотрудники Института построили топку и котлы для этой станции и добились того, что их производительность увеличилась в 21/2раза. Эта работа Института на Каширской станции уже дала и будет давать Союзу ежегодную экономию в 700 — 800 тысяч рублей.
Вторая расплата — экономная паровозная топка.
Второй крупной работой Института является введение в жизнь новой дровяной паровозной «шахтной топки».
Тяжело далась эта работа Институту. Сначала — кропотливая, незаметная проектная работа в лабораториях и кабинетах. Затем — более 200 опытных поездок на паровозе, снабженном этой топкой, и бесконечные поправки, дополнения и изменения, выяснившиеся при практической работе. Но зато результат оказался блестящим: новая топка дает экономию в топливе на 20%.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Ангорская повесть. Продолжение
Отрывок из статьи, помещаемой полностью в журнале Истпарта «Пролетарская Революция»