Ох, и трудно было «поднять» такой спектакль! Драматические, бы-1 стро меняющиеся события, сложнейшие массовые сцены... Помогал горком партии, где, кстати, прошла и первая читка пьесы, помогли предприятия города, соорудившие уникальный станок-дорогу, пересекающую крутой спиралью всю сцену.
О том, насколько удался спектакль, говорят опубликованные в областной газете взволнованные раздумья народного артиста Азербайджанской ССР А. Л. Грипича. Уж он-то знает толк в такого рода постановках: перед войной ставил на той же сцене спектакль «Морозовская стачка». А. Л. Грипич прямо призвал народные театры нести зрителям темы и сюжеты, почерпнутые и из современной, прежде всего рабочей жизни, и из истории нашего революционного прошлого. «Всем настроем своим театры, родившиеся в трудовой гуще, призваны отражать насущные интересы народа...»
Может, содружество театра с В. Бахревским и продолжится столь же успешно, когда тот завершит обещанную пьесу про атамана Кудеяра – русского Тиля или Робин Гуда.
А еще мечтает молодой режиссер о поэтическом театре. Это понятно, ибо все здесь бредят поэзией. Первые подступы уже есть – творческий вечер о Сергее Есенине, различные масштабные постановки совместно с хоровой капеллой «Комсомолия». А что впереди? Может, не зря еще в 1968 году в дневнике Геннадия появилась запись: «Блок разрывает меня. Не дает мне жить. «О Родине» – здорово... Теперь надо поднять дневники, и я найду тему человека, меняющего сюртук на солдатскую шинель. А как это будет зрительно, пока трудно сказать, хотя правильно сказал Фет: «...песни нет, но песня зреет...»
Писать о наследниках «пятой студии МХАТа» радостно и трудно. Трудно потому, что хочется сказать еще о многих и многих. Например, о Лидии Николаевне Харламовой, которая начинала свой путь 17-летней девушкой во фронтовой бригаде: танцевала, пела, читала стихи. А сейчас она, педагог-историк, глубоко изучает вопросы развития культуры родного города. Не без ее участия во многих школах и профтехучилищах города появились маленькие музеи, где достойное место занимает и народный театр. О художнике Викторе Скалине, работающем ночами, ибо когда еще удастся разложить на сцене громады холстов (и о нем тоже есть душевная песня)...
Нет, обо всех не рассказать. Поэтому в заключение – о главном. Народный театр – это, конечно же, высшая форма художественной самодеятельности, подлинно художественное творчество народа. Безусловно, выше здесь и сценическая подготовка актеров и уровень всей работы с ними. (Еще на первых репетициях «Хитровки» поразило меня, как глубоко ребята изучали и жизнь молодежи тех огненных лет и историю Хитрова рынка, причем привлекли для этого свидетельство такого знатока старой Москвы, как Гиляровский. Вполне профессиональная подготовка к работе над образом!) У народных театров – серьезный и ответственный репертуар, свой зритель, с которым ведется опять-таки капитальная массовая работа, своя, кровно близкая тема, во всяком случае, активный поиск ее. У народных театров, наконец, отличная традиция – воспитывать не только актера, даже и настоящего, мыслящего, а не копирующего, но прежде всего ЧЕЛОВЕКА. Это мне и хотелось показать хоть в малой степени в рассказе о буднях артистов Орехово-Зуевского народного театра – спутника МХАТа СССР имени М. Горького.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.