Из цикла рассказов в кают-компании. Продолжение. Начало см. в № 8
- В нынешнем Ливане, в горах Антиливана, близ города Баальбека, - говорил аспирант, - существует знаменитая Баальбекская терраса, сложенная из исполинских каменных плит весом свыше тысячи тонн каждая. Эти плиты подняты из древней каменоломни, где до наших дней сохранилась одна, не отделенная от скалистого массива плита. Поднимать их приходилось на возвышенность в сотни метров и там еще на семь метров в самом сооружении (фото 7).
Баальбекская терраса относится к глубочайшей древности. Ее назначение загадочно. Храм Юпитера был построен на ней, по-видимому, много позднее. И совсем трудно объяснить, с помощью каких технических средств была сооружена Баальбекская терраса. Ведь даже современными подъемными средствами не поднять на гору тысячетонные плиты. Каменные блоки для египетских пирамид весили в пятьдесят раз меньше, и, казалось бы, не было никакой нужды заменять их плитами весом с хороший дом.
И тогда я вспомнил, что доцент А. А. Агрест во время нашей с ним встречи высказал предположение: не является ли Баальбекская терраса памятником неведомой мощи звездных пришельцев? Может быть, внутри, под защитой исполинских плит, кроются тайники, предназначенные для зрелого человечества, которое догадается о назначении циклопического памятника и получит наследие от тех, кто тысячелетия назад посетил еще населенную варварскими племенами Землю...
- Да полно! Как можно об этом всерьез говорить? - вмешался капитан. - Кто видел на Земле звездных пришельцев? Как можно доказать, что их когда-нибудь кто-нибудь видел?
Аспирант как-то загадочно улыбнулся и стал раскладывать на столе новые фотографии...
- Перед началом второй мировой войны французский офицер Бреная, - сказал аспирант, - пересекая Сахару, наткнулся на удивительное нагромождение скал. Это были скалы Сефара, походившие издали на руины города с пересекающимися улицами и переулками (фото 8).
Приблизившись, он увидел, что это капризы ветров проложили ущелья среди скал. Проникнув в эти бесчисленные ущелья, полковник Бренан был поражен обнаруженной там наскальной живописью, очевидно, очень древнего происхождения.
Открытие Бренана вызвало огромный интерес во Франции. Но началась война, и искусствоведы не смогли организовать экспедицию в Сахару.
Лишь после войны профессору Анри Лооту удалось отправиться в Сахару в скалы Сефара и сделать там поразительное открытие. Он обнаружил природный музей древнейшего искусства, бесценную его сокровищницу. Скалы были испещрены рисунками редкой художественной силы (фото 9 и 10). Достаточно взглянуть на четырех «богинь» или на «собеседниц» . Сколько выразительности, сколько грации в скупом начертании фигур! И, наконец, какая точность и динамика в изображении животных (фото 11)!
Древние художники принадлежали к племенам, тысячелетия назад населявшим цветущий в то время край - Сахару.
Анри Лоот обнаружил, что рисунки наслаиваются «по эпохам» . Более поздние нарисованы на месте самых древних.
И вот эти-то самые древние, по словам нашего аспиранта, представляют для нас особый интерес.
Профессор Анри Лоот относит их к шестому - восьмому тысячелетию до нашей эры. Он объединяет рисунки того времени общим названием «периода круглоголовых» .
Почему «круглоголовых» ?
Да потому, что двуногие, прямостоящие существа на этих рисунках, напоминающие людей, изображены все.....
...в КРУГЛЫХ ШЛЕМАХ!...
Особенно поражает гигантский наскальный рисунок размером в шесть метров (фото 12).
- Когда я показал этот рисунок известному полярному летчику штурману Аккуратову, - вспомнил наш рассказчик, - он воскликнул: «Ведь это так похоже на мой скафандр, который на меня напяливают перед высотным полетом! И шлем совсем такой же...»
Да, похоже, что это скафандр!
Профессор Анри Лоот назвал этот рисунок «Великим богом марсиан из Джаббарена» . Ущелье Джаббарена, где найден этот рисунок, в переводе с местного языка означает «Ущелье исполинов»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.