На путях к экрану

Ан Ромов| опубликовано в номере №815, май 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Люди волновались, люди плакали, возмущались и радовались, переживали... Люди отчаивались, и верили, и восхищались... Это происходило каждый раз, когда в зале гас свет и оживший экран начинал рассказывать о нескольких днях из жизни простого паренька, советского солдата Алеши Скворцова.

И история эта, простая и светлая, обошла экраны всего мира, неизменно завоевывая сердца. Происходило это повсюду - в кинотеатрах Советского Союза и в просмотровых залах Франции, в Италии и Америке, где фильм принес советскому киноискусству почетные награды на четырех кинофестивалях, и во многих странах Европы, Азии и Африки, где с неизменным успехом демонстрируется строгая и правдивая «Баллада о солдате» .

В чем же секрет успеха этого фильма? Почему сумел он пленить сердца зрителей? Чем объяснить то, что фильм «Баллада о солдате» вошел в число лучших произведений мирового киноискусства за 1960 год?

Следует отдать дань талантливому сценарию Ежова и Чухрая, превосходной режиссерской работе Григория Чухрая, труду всего большого коллектива съемочной группы. Но следует также признать, что одной из главных причин успеха «Баллады о солдате» была молодость главных его исполнителей - киноактеров, второкурсников Института кинематографии Володи Ивашова и Жанны Прохоренко, играющих роли Алеши Скворцова и Шуры.

Этот характерный пример показывает, насколько важна возрастная проблема - проблема молодого киноактера. Роли молодых рабочих и студентов, колхозников и инженеров, солдат и моряков, роли молодых героев и героинь требуют столь же молодых исполнителей. Значит, вопрос подбора и подготовки молодых киноактеров становится не просто частной проблемой современной кинематографии - он становится одним из основных вопросов нашего киноискусства.

Однако в этом отношении у нас не все благополучно. На киностудии «Мосфильм» , студии имени Горького, «Ленфильме» , Одесской, Свердловской и других студиях страны режиссеры-постановщики постоянно испытывают нехватку молодых, способных киноактеров восемнадцати - двадцатилетнего возраста.

Значит ли это, что у нас нет молодых актеров?

Конечно, нет. Молодых талантов в советском искусстве много. Но беда в том, что у нас не всегда умеют выявить эти таланты и, что самое главное, правильно готовить их для работы в кино. Немалая вина в этом ложится на отдельных режиссеров, идущих в поисках молодых исполнителей по наиболее легкому пути, «потребительски» относящихся к молодым дарованиям. Есть немало педагогических и режиссерских просчетов, допускаемых в работе с молодыми актерами.

Однако, говоря о том, что с подготовкой актерских кадров для кино у нас не все благополучно, надо начинать с главного.

Единственным учебным заведением, готовящим киноактеров, является Всесоюзный государственный институт кинематографии. Туда принимаются молодые люди со средним образованием, доказавшие на вступительных конкурсах свою творческую одаренность. Многих актеров-вгиковцев советские зрители знают по широко известным кинокартинам: «Отчий дом» (Л. Марченко), «Баллада о солдате» (Вл. Ивашов и Ж. Прохоренко), «Рожденные бурей» и «Человек родился» (О. Бган), «Воскресение» (Т. Семина), «Молодая гвардия» (почти все роли молодогвардейцев исполнены вгиковцами), «Пиковая дама» (О. Красина), «Карнавальная ночь» (Л. Гурченко).

- В чем же дело? - может спросить читатель. - Ведь приведенные выше примеры говорят о том, что ряды молодых киноактеров непрерывно пополняются выпускниками института.

Но все дело в том, что героев этих фильмов играли не выпускники ВГИКа. Все эти актеры снимались в кинокартинах, будучи студентами младших курсов института. Многие из них и сейчас еще учатся там.

Почему же студентов младших курсов занимают в кинокартинах гораздо чаще, чем выпускников? Причина проста: современному кино необходимы актеры восемнадцати-двадцати лет.

Давайте возьмем в руки документы Института кинематографии и посмотрим фамилии студентов, приглашенных для участия в кинокартинах. Мы увидим, что большинство этих фамилий падает на первый, второй, третий курсы и лишь меньшинство - на четвертый и выпускной. И это вполне естественно, ибо сами законы киноискусства, сама жизнь заставляют режиссеров искать исполнителей среди наиболее молодых киноактеров. Но, с другой стороны, можно понять и позицию педагогов ВГИКа, смотрящих на режиссеров, «вырывающих» студентов из стен института, как на заклятых врагов учебного процесса. Ведь съемка, естественно, нарушает планы института. Дирекция ВГИКа запрещает студентам младших курсов соглашаться на участие в фильме. Получается парадокс: с одной стороны, участие в фильме актеров помогает нашему киноискусству создавать мировые шедевры, а с другой - участие этих же юных актеров в фильме идет вразрез с правилами обучения во ВГИКе.

Очень часто это приводит к неприятным последствиям для молодого киноактера. В прошлом учебном году на первый курс института в мастерскую С. Герасимова была принята Ольга Красина. Чуть позже ее пригласили на съемки фильма «Пиковая дама». Казалось, чего лучше - снялась бы Оля в картине и получила бы большой практический навык. Но Красина вынуждена была стать перед выбором: или институт, или участие в съемках. Она предпочла последнее.

Получился двойной проигрыш. Институт лишился способной студентки, а сама Красина, оставив ВГИК, лишилась возможности получить систематическое актерское образование. Сейчас она приглашена на съемку новой картины, и ей грозит участь остаться полупрофессионалом.

Мне довелось разговаривать с людьми, отвечающими в институте за творческую подготовку студентов актерского факультета. Вот слова, которые я услышал:

- Мы считаем неправильным и нецелесообразным разрешать сниматься студентам младше четвертого курса.

Может быть, теоретически эта установка и призвана содействовать правильному воспитанию киноактеров. Однако практически получается наоборот. Из-за участия в съемках оставлены на второй год студенты Л. Марченко, Т. Семина, В. Носик, отчислены из института О. Бган, Т. Бестаева и другие. Соглашаться на участие в съемках студентам первого - третьего курсов запрещено. К тем же, кто согласился на участие, применяются административные меры, первая из которых - автоматическое снятие со стипендии.

Между тем участие в съемках студентов оказывает, как правило, благотворное влияние на рост их актерского мастерства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пришельцы из космоса

Из цикла рассказов в кают-компании. Продолжение. Начало см. в № 8