Поздняя осень

М Пришвин| опубликовано в номере №613, декабрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Возмущение на хозяина

Хорошо в лесу тому, кто только о себе думает: как бы ему тут подышать, отдохнуть, успокоить себя! Но если кто-нибудь выйдет из себя и примет к сердцу своему человеческому жизнь самих деревьев в лесу, сейчас же у него начинается в душе возмущение на хозяина и зачешется рука, чтобы вмешаться в это неразумное хозяйство.

И когда пройдёт возмущение, и одумаешься, и вспомнишь, что нет тут хозяина и что всё само собой складывается от ветра, влаги, земли и солнца, так ещё хуже становится и ещё больше захочется вмешаться в дело природы и вывести всю эту лесную жизнь на человеческий путь.

Горбатый лес

Трудно сказать, кто больше виноват в том, что лес вышел горбатым, - ветер или поток.

Весной вниз к реке между холмами мчался поток, и он мог погнуть вперёд берёзки, впустившие в землю цепкие корни. Летом, когда между холмами на месте потока вырастают цветы, ветер всегда этой лощиной продувает лес, - может быть, это он пригнул молодые берёзы вперёд?

Трудно сказать, ветер или поток это сделал, но только сами светолюбивые берёзы в стремлении своём к свету оказались сильней и воды и ветра: в конце концов они справились со стремящими силами и - пусть горбатые! - поднялись высоко вверх!

Елка

Чем выше поднимается дерево, тем и крылышки-ветки постепенно поднимаются, как будто собираясь по воздуху с силой ударить, вырвать дерево и унести его к солнцу.

А самые верхние крылышки совсем высоко поднимаются, и на самом верху пальчик ёлки показывает направление вверх...

Елка и дуб

Гнались они друг за другом, ёлка и дуб, вверх к свету, кто кого перегонит.

Не по радости, или жадности, или вольности, или гордости затеяли они этот гон, а по смертной нужде: кто раньше высунется в светлое окошко, тот собой и закроет его и сойдётся вершиной кроны с другими деревьями, как победитель. А все, кто останется под пологом в полусвете, те и будут чахнуть всю жизнь.

Вот почему они и гнались и тянулись вверх, ёлка и дуб, изо всех своих сил.

Терпение елки

Каждый листик у березы трепещет, отрывается, улетает... Но какая бы ни была буря, еловая иголка не пошевельнётся.

Берёза гнётся, каждая ветка её хлещет по ёлке, стараясь её забить. Это мучит ёлку, но теневыносливое дерево выносит и эту беду и ветру не отдаётся бездумно: ни одна иголочка не пошевельнётся от бури, и только ветки-крылья, покачиваясь, как бы спрашивают совета друг у друга: как же дальше нам быть?

Опушка леса

Кому в лесу жить хорошо, - это тем высоким деревьям, какие господствуют и верхушками стоят на свету. Но каким деревьям лучше всего, кому жизнь - не жизнь, а сплошная масленица, - это тем, кто стоит на опушке.

У тех деревьев ветки всегда купаются в свете, и у них даже задние ветки повернулись сюда, протянулись к свету, как руки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены