Смотр молодых сил

Д Сарабьянов| опубликовано в номере №613, декабрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

В последнее время в нашей художественной жизни установилась хорошая традиция- ежегодно проводятся смотры молодых сил, вступающих в советское искусство. В этом году выставка дипломных работ живописцев, скульпторов и графиков, открытая в залах Академии художеств СССР, значительно отличается от предшествующих. Здесь представлены работы не только москвичей и ленинградцев, но и дипломников Ереванского, Тбилисского, Харьковского, Таллинского, Рижского и Вильнюсского институтов и академий. Это придаёт особый интерес выставке, делает более наглядными успехи советской художественной школы.

Дипломная работа - первое законченное произведение, о котором взыскательный зритель судит без всяких скидок «на молодость». Вполне естественно поэтому, что почти все представленные на выставке работы - плод серьёзного, длительного труда. Сюжеты, к которым обращаются молодые художники, свидетельствуют об их расширившемся кругозоре, о крепнущих связях советского искусства с жизнью.

Зрителя, входящего в залы Академии художеств, встречает скульптурная группа, изображающая И. В. Сталина и маршала Василевского в один из тех моментов, когда в годы Великой Отечественной войны в ставке Верховного Главнокомандующего создавались гениальные стратегические планы победы. Автор скульптурной группы ленинградец Б. Едунов сумел передать значительность воспроизведённой им сцены, удачно справился с композиционным решением группы.

В одном из первых залов выставки внимание зрителя привлекает картина москвича В. Артамонова «Пушкин и Жуковский у Глинки». Наибольшая удача живописца - образ замечательного русского композитора. Художник сумел как бы пронизать всё своё полотно одним настроением, которое читает зритель и на лицах героев и в общем насыщенном цветовом строе картины. Удачны образы Пушкина и Жуковского, целиком захваченных глинковской мелодией.

В работе москвича А. Дубинчика «Жуковский с молодыми советскими лётчиками» чувствуются серьёзное отношение к теме, глубокое изучение эпохи, исторических материалов, продуманность сюжета и композиционного решения.

Этих черт как раз не хватает в картине А. Мосолова «П. И. Чайковский». Зрителю остаётся неясен сюжет картины. Великий русский композитор изображён у рояля. Видимо, только что он играл какое-то своё произведение. Но зрителю трудно понять, как отнеслись к нему слушатели, о чём идёт разговор, наконец, враги или друзья окружают композитора. Чайковский скорее позирует перед художником, чем принимает участие в происходящей сцене.

Дипломные работы живописцев, показанные на выставке, свидетельствуют о возросшем интересе молодых художников к жанровой живописи. В этом году больше картин, посвященных советской молодёжи. Сюжеты жанровой живописи стали разнообразней, образы - правдивей и убедительней.

Московский дипломник Л. Гудсков создал небольшую жанровую композицию «Отдых», изображающую юношей и девушек, собравшихся на вечеринку. Вся сцена овеяна теплотой. Художник создал обаятельные образы своих современников и сверстников - советских молодых людей.

Картина Гудскова близка дипломной работе выпускника Московского суриковского института С. Шильникова «Студенты». Перед нами комната студенческого общежития. Сквозь большое окно развёртывается широкая панорама Москвы. Виден силуэт строящегося здания Московского университета. Высокое небо ярко освещено в час заката. Группа студентов собралась вокруг молодого парня, читающего вслух книгу. Тут и недавний фронтовик в гимнастёрке и молодые ребята, пришедшие в вуз со школьной скамьи. Сейчас все они сплотились в дружную студенческую семью.

Художник показал, как в каждом из героев под впечатлением прочитанной книги рождаются свои чувства и мысли. Выразительна фигура юноши, сидящего на подоконнике и смотрящего на далёкий горизонт, на строящиеся дома, на возносящееся здание университета. Этой фигурой художник удачно связывает пейзажный фон с группой героев.

Студенческая тема привлекла и некоторых других живописцев. Г. Манизер показал картину «Сдал экзамен», Д. Бирюков - полотно «В новом университете». Советского зрителя радует внимание молодых художников к темам, в которых отражаются будни советского человека.

Большим успехом пользуется картина ленинградского живописца В. Рутштейна «В родной школе». Сюжет её прост: в родную школу к старой учительнице пришли её бывшие ученики. На картине запёчатлён тот момент их встречи, когда ещё не начался разговор и не найдены слова, чтобы выразить вдруг охватившие всех чувства. Старая учительница с материнской любовью смотрит на молодого высокого офицера-лётчика. У двери с любопытством толпятся ученики. Картина Рутштейна обладает большим достоинством - простотой и доходчивостью.

Среди жанровых картин, экспонированных на выставке, многие посвящены изображению детей. В этих произведениях художники проявили свою наблюдательность, сумели передать своеобразие детского характера. Дипломная работа ленинградца Б. Корнеева называется «Школьники на концерте». Картина написана яркими красками, свежо и красиво. Привлекают образы девочек, изображённых на первом плане.

Менее удачны работы дипломников, посвященные темам труда, колхозной жизни.

В картине харьковского дипломника Ф. Юсова «Румынская крестьянская делегация на Харьковском тракторном заводе» досадны признаки штампа. Художник пошёл по проторённой дорожке, не вложил в этот, уже не в первый раз встречающийся в советской живописи сюжет ничего своего, ничего нового.

Большие недостатки находим мы и в сырой, недоработанной картине ереванского выпускника А. Авраамяна «Карбидчики».

В передовой статье «Советский художник» (от 7 января 1951 года) газета «Правда» писала, «что даже самое умелое владение техникой живописи становится бесцельным, ничего не дает художнику, когда нет у него главного - творческого, вдохновенного отношения к жизни, к человеку, к идейному смыслу изображаемых событий».

До сих пор некоторые художники считают, что выбор важной темы целиком обеспечивает успех картине. Это в корне ошибочная точка зрения. Избрав важную тему, художник несёт особую ответственность за её глубокую, реалистическую разработку. Прежде всего он обязан изучить жизнь, которая стала предметом художественного отображения, сжиться с темой, осмыслить её, найти сюжет, который позволил бы передать взаимоотношения изображённых героев, их отношение к своему труду; он обязан раскрыть психологию человека, его внутренний духовный мир. В упомянутых произведениях не только не чувствуется глубины в изображении человека, но и не видно стремления художников встать на путь серьёзного и вдумчивого решения темы.

По-другому отнёсся к теме труда харьковчанин Е. Данилевский. В его картине «Харьковский тракторный завод. Проба стали» перед зрителем встают живые люди; каждый из них принимает живое участие в общем деле. Картина обладает также значительными живописными достоинствами и является одной из удач в решении темы труда.

Не могут полностью удовлетворить картины дипломников, посвященные теме борьбы за мир. Бесспорно, картины Д. Беляева «За мир» и В. Арлашина «Мы требуем мира» обладают большими живописными достоинствами, свидетельствуют о зрелом мастерстве живописи и композиции. Но характеры героев, их действия, их переживания не проникнуты единой мыслью, одним порывом; художники лишь описывают событие, не раскрывая его значительного внутреннего содержания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены