Постоялец

Василий Ажаев| опубликовано в номере №675, июль 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Как водится в поездах дальнего следования, они быстро познакомились. Пожилой бухгалтер из Благовещенска вез в Москву годовой отчет, хабаровчанин - майор пограничных войск - спешил на учебу в академию, а молодой инженер и еще более молодая чертежница ехали на курорт - они недавно поженились, и длительное путешествие из Комсомольска - на - Амуре к Черноморскому побережью было у них свадебным.

Обычно в такой дороге делать нечего, надо найти способы развлечь себя. И они, как могли, развлекались: подолгу разглядывали стремительно сменяющиеся за окном пейзажи, выбегали на остановках поразмяться и купить что - нибудь съестное, разгадывали кроссворды, стучали костяшками домино на большом чемодане и вели бесконечные беседы.

Разумеется, молодоженам было куда веселее коротать время, чем их спутникам. Они часами глядели друг на друга, шептались о чем - то сокровенном, украдкой обменивались поцелуями. В один из вечеров, глядя на счастливую пару, затеявшую на верхней полке игру в карты на мелкую серебряную монету, майор и бухгалтер завели разговор на лирические темы.

- Хорошо, когда люди сходятся не случайно, а по настоящей любви, - сказал майор.

- Да... Хорошо, когда люди сходятся, по - серьезному думая о семье, о том, что им надо вместе прожить целую жизнь, - поддержал его бухгалтер. - К сожалению, часто бывает иначе: случайные встречи, непрочные связи...

Молодожены обменялись взглядом, который говорил, что их любовь - это любовь на всю жизнь. Нина (так звали молодую женщину) решила, что у майора и бухгалтера неблагополучно в семейной жизни, и осторожно спросила об этом.

- Нет, у меня все в порядке, - улыбнулся майор. - С женой живем десять лет, дочка растет, школьница. Все нормально.

- А у вас? - спросила Нина у бухгалтера. - Вы что - то запечалились.

- Мне взгрустнулось именно потому, что я вспомнил свою семью. Уехал два дня назад, а уже стосковался...

- Что ж вы завели такой невеселый разговор? - пожала плечами Нина, балуясь серебряными монетами, выигранными у мужа.

Одна из монет упала к ногам бухгалтера. Он поднял ее и стал разглядывать.

- Разве редки случаи, когда люди не дорожат любовью, разменивают ее на мелкие монеты? - сказал он.

- Вы знаете какой - нибудь такой случай? - спросила Нина, глядя сверху на бухгалтера.

- Да. Если хотите, могу рассказать назидательную историю... Вот хотя бы про серебряную монету...

- Про ту, что в руках? - с иронией спросила Нина.

- Нет, про другую, - усмехнулся бухгалтер.

Поезд мчался, ухая и гудя. За окном все застлала густая синева. Бухгалтер начал свой рассказ...

- ... Несколько лет назад привелось мне работать на строительстве крупного завода. Жил я сначала в домике сослуживца, инженера - сметчика Лапина. С ним мы дружили, хотя во всем были разными людьми: он молчалив, я разговорчив; он очень высок, я, как видите, не очень (по этому поводу у нас даже острили: мол, природа отдала ему те самые полметра роста, которые недодала мне); он предпочитал одиночество и тишину, я - компанию и живую беседу.

Сметами своими он занимался не только на работе, но и дома: работников не хватало, и ему приходилось тянуть за троих. Сидит до глубокой ночи, крутит арифмометр, щелкает на счетах, манипулирует логарифмической линейкой.

В домике инженера мне нравилось: тепло, спокойно, уютно. Жена его, Мария Васильевна, молодая учительница, любила поговорить, пошуметь, попеть, повозиться со своим мальчишкой, удивительно на нее похожим и лицом и живостью характера. При всей своей непоседливости она привыкла к молчаливости и спокойствию мужа и умела не мешать его занятиям...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Повесть. Продолжение. (См. №№ 11, 12.)