Первая удача

В Струев, Г Синельников| опубликовано в номере №675, июль 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Конец августа. Пустой предутренний туман окутал берега Оки. Рыболов застыл над своими удочками. Сквозь серую мглу с трудом пробивается бледный свет зари...

Так начинается фильм об одном из последних дней лета - времени первых желтых листьев на кленах, последних пионерских и первых охотничьих костров. Этот фильм - дипломная работа трех выпускников Государственного института кинематографии. О них мы и хотим рассказать.

Студенты операторского факультета Асхат Ашрапов и Олег Авдеев занимались в институте под руководством профессоров Э. К. Тиссэ и А. Д. Головня. Чего только не приходилось им снимать за эти годы! Напали с «неподвижной» фотографии: с гипсов, портретов, натюрмортов. Потом перешли на съемку пейзажей. Далее последовали спортивные репортажи и короткие киноочерки.

Особенно большую пользу принесли студентам репортажи. Тут надо быстро, почти мгновенно определить композицию съемки, найти правильную позицию для аппарата, чтобы он как бы «подглядывал» за происходящим, но своего присутствия не обнаруживал.

Последний курс, заключительный этап учебы - съемки фрагментов из «Войны и мира» Толстого. А дальше - дипломная работа.

В качестве дипломного фильма руководители кафедры посоветовали Ашрапов у и Авдееву засиять работу студентов в пушном заповеднике. Предполагалось сделать эту картину на цветной пленке. Но пока доставали пленку, собирали материал, пушники закончили практику и разъехались по домам. Снимать заповедник было уже не так интересно.

Вот тут - то на одном из вечеров в клубе я произошел разговор молодых операторов с Виктором Заком, студентом - выпускником режиссерского факультета. Поделились мечтами, планами. Виктор рассказал друзьям, что он давно собирался засиять короткий кинорассказ о бывшей усадьбе художника Поленова!. Почему бы им совместно не сделать этот фильм? Подумав, Асхат и Олег согласились: работа обещала быть интересной. К тому же Ашрапов был на Оке прошлым летом, когда проходил практику в съемочной группе фильма «Верные друзья», и хорошо знал те места тема не вызвала возражений и со стороны руководителей кафедр. Асхат и Виктор выехали на Оку, чтобы наметить места будущих съемок. И здесь студенты увидели, что первоначальный замысел их слишком узок. Было решено, что усадьба «Поленово» станет частью широкого рассказа о летнем дне на Оке.

Началась кропотливая работа. Надо было написать предварительный сценарий. Многое в нем, конечно, должно измениться по ходу съемок, но это не мешало юношам подолгу обсуждать каждый кадр будущего фильма. По нескольку часов ежедневно проводили они в залах Третьяковской галереи у полотен Левитана, Поленова и других мастеров пейзажа, перечитывали произведения, в которых описывалась природа средней полосы России.

В начале августа маленькая экспедиция выехала на место. С рюкзаками за плечами и двумя небольшими съемочными камерами в руках юноши появились однажды утром на тихих, поросших травою улицах Тарусы. Обосновались в одном из домиков, и работа закипела.

Тот, кто не знаком с техникой натурной съемки, не подозревает, какого терпения и выдержки она требует. Капризная природа ежеминутно готовит какой - нибудь сюрприз: то некстати набежит облачко, то ветер покроет рябью гладь реки - и снимать задуманный кадр уже нельзя, дожидайся другого случая. А студентам нельзя ждать: был конец лета, и солнечные дни выдавались редко. Юноши вставали до рассвета и терпеливо «подстерегали» какой - нибудь особенно красивый восход. Многое уже было заснято, но настоящего, интересного начала у фильма все еще не было.

Однажды Олег вбежал в комнату, когда его товарищи еще спали.

- Ребята, - закричал он. - Вставайте! Туман пришел!

Это было радостное событие. Давно они решили начать фильм с картины встающего сквозь туман солнца. Заманчивое, но трудно достижимое начало: искусственно тумана не создашь, а когда он вздумает выпасть и выпадет ли вообще, никому не известно.

И вот первый, так долго ожидаемый туман на Оке! Схватив аппаратуру, дрожа от предутреннего холода, друзья бросились к реке.

Решили начать съемку с бакена, мерцающего сквозь серую мглу. Но то, что видит глаз, не всегда может запечатлеть объектив: огонек бакена оказался недостаточно ярким. Пришлось пойти на хитрость - подсветить его сильной электролампой. При этом не обошлось без приключений: дважды опрокидывалась лодка, и Олег оказывался в холодной воде. Но наконец бакен «заиграл». Это была большая победа: утренний туман со всеми его живописными эффектами был «схвачен» объективом.

Два с половиной месяца прожили в Тарусе выпускники - гиковцы. Глубокой осенью, когда полили беспрерывные дожди и небо прочно затянулось облаками, студенты взвалили рюкзаки на плечи и, провожаемые друзьями - школьниками, отправились в Москву...

В Институте кинематографии есть комната, на двери которой висит дощечка с надписью: «Монтажная». Почти всю зиму Виктор, Асхат и Олег провели в ней. Склонившись у стола над смотровым стеклом, они кадр за кадром просматривали заснятую ленту: в фильме не должно быть ничего лишнего, затягивающего действие. Для этого и существует искусство монтажа, владеть которым для режиссера и оператора не менее важно, чем уметь выбрать хороший объект или найти удачное освещение.

Иногда, между юношами возникали горячие споры: ведь каждый кадр, намеченный к сокращению, приходилось вырезать с болью.

- Как хочешь, Виктор, а дождь придется выкинуть, - утверждал Асхат. - Показали начало грозы, первые потоки ливня - и хватит.

- Слушай, это же такой дождь! - жалобно протестовал Олег. - Каждая капля играет!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Повесть. Продолжение. (См. №№ 11, 12.)