Мастера башкирской сцены

В Васильев| опубликовано в номере №675, июль 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Занавес поднялся, и зрители увидели освещенные отблесками заката сизовато - синие утесы Урала. Возле юрты старшины Юлаева волнуется народ: из Оренбурга пришел приказ выступить на подавление пугачевского восстания. Но Салават решает по - своему: он ведет отряд на соединение с Пугачевым.

Затаив дыхание, следят собравшиеся в зале за судьбой Салавата - легендарного башкирского полководца, близкого друга и сподвижника Пугачева. Голоса певцов, яркая обрисовка образов, музыка, насыщенная задушевными народными мелодиями, - все захватывает в этой опере, которая была показана на московской сцене во время декады башкирского искусства.

Башкирский театр оперы и балета существует недавно, всего семнадцать лет. Это своеобразный театр: на его сцене идут оперы как на башкирском, так и на русском языках. В репертуаре немало произведений русских и зарубежных авторов.

Опера «Салават Юлаев» - первое крупное произведение молодого композитора 3. Исмагилова. Судьба автора напоминает судьбу многих людей, выросших за годы Советской власти в разных уголках нашей Родины. Исмагилов родился в семье крестьянина - лесоруба. С малых лет его влекло к музыке. В кружках художественной самодеятельности он проявил себя как талантливый исполнитель на народном духовом инструменте - курае.

Потом учеба в Московской консерватории; там он приобрел серьезные и обширные знания. Поездки по родному краю, записи песен, которые слагает башкирский народ, помогли Исмагилову глубже постичь характер национальной музыкальной культуры. В опере «Салават Юлаев» широко использованы популярные русские и башкирские народные мелодии, рассказывающие о борьбе угнетенного народа за освобождение. Образ Салавата - один из самых удачных в опере. Выступивший в этой роли артист М. Хисматуллин с большой теплотой и проникновенностью раскрыл богатство и красоту душевного мира героя. Партию жены Салавата - нежной и мужественной Аминэ - пела талантливая артистка Бану Валеева.

Во время декады были продемонстрированы также достижения башкирского балета в двух постановках: «Журавлиная песня» Л. Степанова и «Лауренсия» А. Крейна. Балет «Журавлиная песня» был поставлен театром еще в годы Великой Отечественной войны. С тех пор он не сходит со сцены. Это поэтический рассказ о любви пастуха Юмагула и дочери бедняка - красавицы Зайтунгуль.

Богач Арсланбай, увидев во время охоты прекрасную Зайтунгуль, приказывает слугам схватить ее: он хочет сделать девушку своей женой. Юмагул бросается на защиту возлюбленной, но силы неравны, и ему приходится отступить. В это время появляются деревенские парни. Они предлагают устроить по старинному обычаю соревнование джигитов, чтобы Зайтунгуль стала женой сильнейшего.

Снова появляется Юмагул, он играет на пастушечьей дудке - курае - журавлиную песню. Песня придает ему силу, и он вызывает на поединок Арсланбая. В горячей, отчаянной схватке Юмагул бросает противника на землю, во Арсланбай коварным ударом тяжело ранит Юмагула...

Юная красавица ждет свадьбы с ненавистным Арсланбаем. Во время обряда выкупа начинается гроза. Воспользовавшись смятением гостей, Зайтунгуль убегает в лес, где томится Юмагул, привязанный к дереву слугами Арсланбая. Увидев возлюбленную, Юмагул разрывает веревки, а прилетевшие журавли исцеляют его раны. Когда в лесу появляется Арсланбай, пастух убивает своего врага.

«Журавлиная песня» - поэтичный, полный лирики и драматизма балет.

Выступал в Москве и старейший театр республики - Башкирский государственный академический театр драмы. Как - то перед началом одного из спектаклей актеры, собравшись за кулисами, разговорились и вспомнили годы рождения своего театра.

...1919 год. Гражданская война на территории Башкирии была в разгаре, шли беспрерывные бои с белогвардейскими бандами. Из небольших групп красноармейской самодеятельности создавался первый профессиональный театр. Галимзян Карамышев, ныне народный артист РСФСР, был в числе зачинателей этого театра. Он, тогда еще совсем юный комсомолец, выступал на самодеятельной сцене, где ставились инсценировки по кинофильмам и башкирским сказкам.

Позднее, когда в Уфе открылся техникум театрального искусства, многие участники красноармейской художественной самодеятельности пошли туда, учиться. Вслед за Карамышевым получил путевку в этот техникум и Арслан Мубаряков, воспитанник детского дома. Но на экзаменах юный Арслан от волнения забыл все, что он знал, и «провалился». На обратный путь денег у него не было, и комсомольцы техникума уговорили директора принять Арслана условно. Юноша был принят. Потом он учился в Москве, а возвратившись в Башкирию, играл во многих пьесах. Сейчас Арслан Мубаряков - народный артист СССР, один из режиссеров театра. Спектакль «Одинокая береза» М. Карима - одна из его работ.

Особенной популярностью во время декады пользовалась у зрителей инсценировка, по повести М. Гафури «Черноликие», сделанная Г. Амири и В. Галимовым. В пьесе рассказывается о трагической судьбе бедной крестьянской девушки Галимы и батрака Закира, горячо полюбивших друг друга. Девушка и юноша осмелились беседовать наедине, что запрещено шариатом. Баи оклеветали молодых людей и по законам шариата привязали, их друг к другу, вымазав лица сажей, а затем потащили по улицам села. Галима не вынесла такого позора и сошла с ума. В роли героини успешно выступили одна из старейших актрис театра Т. Бикташева и молодая артистка комсомолка Д. Файзулина.

С интересной программой выступил ансамбль народного танца Башкирской государственной филармонии. Большой успех выпал на долю солистов Идрисова, Фахретдинова и Исмагилова, которые исполнили шуточный танец «Три брата», премированный в Бухаресте на Всемирном фестивале молодежи и студентов.

Высокое мастерство продемонстрировали исполнители танца «Гюльназира», медленного марийского танца, старинного танца башкирских женщин.

Мы рассказали далеко не обо всем, что показали посланцы Башкирии в Москве в дни декады. Оперы, драматические спектакли, танцы и другие произведения - все это ярко и полно демонстрирует, каких успехов достигло молодое башкирское искусство, национальное по форме, социалистическое по содержанию.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Повесть. Продолжение. (См. №№ 11, 12.)