Порядок

Валерий Евсеев| опубликовано в номере №1353, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Никколо Паганини перед концертом подрезали струны его скрипки. Они лопнули во время исполнения. Но он доиграл на одной.

Пусть тонкие ценители искусства простят меня за то, что я поставил имя знаменитого музыканта в один ряд с безвестным чистильщиком обуви. Но, я думаю, сам великий маэстро не обиделся бы на такое соседство. Потому что он тоже был профессионалом, и именно профессионализм, а ни что другое, позволил ему довести до конца тот концерт.

Профессионал – человек, достойный уважения, независимо от того, какая им выбрана профессия – престижная или не очень, он всегда творец, хотя и педантично – руками, ногами, мозгом – выполняет десятки инструкций. Но именно этот необходимый в каждой работе профессионализм дает ему возможность подняться на более высокую ступеньку по сравнению с тем, кто только брюзжит и разглагольствует по поводу тех или иных порядков и инструкций. Демагог, лодырь, халтурщик не сможет изменить ни одного порядка и ни одной инструкции, потому что его удел – разрушать, не созидая ничего нового. Профессионал низвергает старое, утверждая более рациональное, нужное, толковое.

Но, ох, как много нюансов в этой теме, как неожиданно круты могут быть виражи, казалось бы, накатанного разговора!

Вот вам один из таких виражей: рассказ о профессионале, оставшемся без профессиональной поддержки.

Однажды на Всесоюзных соревнованиях механизаторов-пахарей я познакомился с трактористом Алексеем... Не стану сейчас называть его фамилии, чтобы даже тень критического заряда этого рассказа не задела хорошего человека. Так вот, на тех соревнованиях Алексей стал абсолютным чемпионом страны по пахоте – есть такой титул. А спустя некоторое время я побывал на родине чемпиона, в одном из колхозов Тульской области.

...Ранним утром мы поджидали Алексея на колхозной бензозаправочной станции. В это время сюда подгоняют свои машины все трактористы. Была ранняя весна, и тракторы подъезжали заляпанные грязью, что называется, с головы до ног. И только машина чемпиона выделялась чистотой, как будто знал он другую дорогу сюда, к заправке. «Он работает явно выше классом, чем другие, – говорили об Алексее. – Машину по-особому чувствует. Это, видимо, природное дарование. Талант особый».

Беседуя об этом с руководителями колхоза, мы говорили прописные истины, что талант этот, как и слава чемпиона, – общественное достояние, что это козырь в руках тех, кто ведет воспитательную работу с молодежью, кто агитирует за профессию. Нельзя, чтобы этот козырь оставался вне игры.

С нами, разумеется, соглашались все. Но в школе, стоящей совсем рядом с правлением колхоза, старшеклассники даже не знали толком, где и за что получил их односельчанин звание чемпиона. Оказалось, что и уроки изучения трактора в школе заглохли: «преподавать некому, кадров нет». И совсем не было неожиданным услышать, что из всех выпускников школы никто не собирается стать трактористом.

Мы шли по школьному коридору, а вслед нам с красочно оформленного стенда улыбались все члены сборной страны по хоккею. Напротив в скромной рамочке теснились несколько маленьких фотографий – передовики колхоза. Среди них – снимок чемпиона, внизу напечатанная на машинке с давно не сменявшейся лентой фамилия и через запятую профессия – механизатор. Уже перед самым отъездом из села я рассказал Алексею о визите в школу. Смущенно улыбнувшись, он, словно оправдываясь, сказал:

– Затаскали меня на разные совещания, слеты. А мне, по правде, легче пять десятин вспахать, чем пять минут с трибуны говорить.

– А учить школьников трактору смог бы?

Пахарь подумал, ответил не сразу:

– Если только не с трибуны, а на деле...

...Вот такой невеселый рассказ о профессионале, можно сказать, о виртуозе своего дела, рассказ, в котором непрофессионалами оказались председатель колхоза, директор школы, комсомольские активисты...

В древности люди считали, что земля держится на трех китах. Я вспомнил про это в Минском производственном объединении вычислительной техники. Там, в цехе наладки ЭВМ, «китами» называют самых опытных, самых умелых наладчиков. Однако на шутливый комплимент, что современный компьютер держится на современных китах, сами «киты» среагировали неожиданно. «Если бы на всех участках изготовления машины каждый делал бы все, как надо, в нас бы нужды не было». Комментировать это вынужденное признание, видимо, не требуется.

...Земля по-прежнему держится на «китах». Только не на трех. И даже трех миллионов их не хватит, чтобы поддерживать на ней «правильное устройство, соблюдение стройности, чередного хода дел». Современное общество требует, чтобы профессионалом стал каждый. Тогда, и только тогда мы сможем сказать: «У нас все в порядке!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены