Порядок

Валерий Евсеев| опубликовано в номере №1353, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Или пример еще проще. Опять же в магазине (или в ремонтном ателье) мы подошли к прилавку (к окошечку), а продавщица (или приемщица) отлучилась – к телефону ее позвали – и вот уже минут пять планы на вечер обсуждает. Что мы делаем? Конечно, возмущаемся. А ведь это звонит продавщице (или приемщице) наш же товарищ по цеху (по отделу). Причем прямо из цеха (из отдела) звонит, в рабочее время. И завтра, при нас, так же звонить будет. Мы что, ему замечание сделаем – неудобно, дескать, два рабочих дня калечить, свой и подруги, непорядок, мол, это?

Да, жизнь посложнее, чем эвклидова геометрия, и нет в ней и пары параллельных линий, которые при любом их продолжении никогда не пересекаются. Все мы, в конечном счете, проезжаем под одним светофором.

С понятием «порядок» каждый из нас сталкивается с малых лет. Не клади руки на стол, вытирай ноги при входе в квартиру, снимай шапку в помещении... А почему? Ну, с ногами все ясно: чтобы беспорядка дома не было... А руки на стол почему нельзя, ведь так удобнее? А шапку зачем снимать, мне же не жарко? Конечно, если покопаться, то нетрудно выяснить, что каждый заведенный порядок возник не на голом месте, не по прихоти чьей-то, есть у него и своя первопричина и своя первооснова. Их можно и не знать, но тем не менее, шапку в помещении снимать надо. Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.

Можно ли жить вообще без законов, без правил? В бурное революционное

время в нашей стране, когда был сломлен старый порядок, за это ратовали анархисты. Однако их лозунги были решительно отвергнуты подавляющей частью и рабочих, и крестьян, и интеллигентов. В повести Б. Лавренева «Гравюра на дереве» один из ее героев, профессор Половцев, рассуждая о природе мещанства, говорит: «Отличительная черта мещанина понимать свободу как разнузданную анархию, как синоним «все позволено». Самые отъявленные и паршивые мещане – анархисты и их духовный папаша, людоед Ницше».

Эти строки были написаны еще до того, как учение Ницше было использовано фашистами в качестве одного из источников своей идеологии. Страшная вяжется цепочка, если ее звенья – индивидуализм, разрушительство, волюнтаризм...

Но не пора ли нам дать четкое определение предмету нашего разговора? В «Толковом словаре» Даля, изданном более ста лет назад и к авторитету которого весьма полезно прибегать и сегодня, в частности, сказано: «Порядок – правильное устройство, соблюдение стройности, чередного хода дел, определенного расположения вещей. Противоположное – беспорядок, расстройство, запущение, бестолочь».

Особенно сильно последнее слово, может быть, звучащее некоторым диссонансом настоящему деловому стилю, но, по сути, какое верное!

Кстати, мне ни разу не доводилось встречать человека, сказавшего бы: «Не нравится мне порядок». Говорят так: «Не нравится мне этот порядок», «такой порядок», «ваш порядок» и т.д. Но вообще против порядка не возражает никто. Более того, в каждом живет незыблемая вера в порядок. Даже в том, кто этой веры и не достоин.

Передо мною восемь тетрадных листков, исписанных ровным, уверенным почерком. «Мне 34 года. В данное время нахожусь в местах лишения свободы, буду находиться здесь еще пять с лишним лет. В этих заведениях нахожусь не первый раз, точнее, четвертый. С 1965 года, если был года три на свободе, значит, хорошо...»

Но эти тетрадные странички не исповедь человека, практически всю свою сознательную жизнь проведшего в столкновении с порядком. Владимир К. написал письмо в редакцию с просьбой навести порядок в вопросах воспитания его дочери Оксаны. Девочка родилась во время, когда Владимир «был в бегах» из тех самых мест, куда его, разумеется, снова вернули и откуда он пишет письмо.

Сейчас Владимир К., отец, видевший свою двухлетнюю дочь последний раз полугодовалой, озабочен ее воспитанием, жалуется на недостойный образ жизни своей жены, просит оградить ребенка от ее влияния. Подобная забота могла бы вызвать определенное человеческое сочувствие, если бы хоть раз в пространном послании горе-отца прозвучало пусть не раскаяние, хотя бы вопрос: даруя своему будущему ребенку самое дорогое – жизнь, думал ли он сам, какой она сложится? Нет этого вопроса в письме Владимира К. Но есть уверенность, что общество наведет «порядок». Что ж, работники народного образования города, где живет Оксана, тщательно проверили условия ее жизни, убедительно доказали, что подозрения Владимира не соответствуют действительности, но, тем не менее, установили за воспитанием девочки постоянный контроль. И все равно, несмотря на это, несмотря на любые меры любых отделов народного образования, разве у кого-нибудь повернется язык сказать, что теперь вот у девочки все будет в порядке?

Нельзя от хронометра, по которому ударили кувалдой, требовать точности хода, пеняя при этом на часовщика. Нельзя и от общества требовать того, за что отвечаешь прежде всего ты сам.

У человека одна жизнь. И непреложен порядок ее. За детством – юность, за юностью – зрелость. Потом старость. Все хотят подойти к своему жизненному рубежу мудрыми, уважаемыми, достойными людьми. Все. Хотя не всегда мы задумываемся над этим. Но в конце концов именно итогом жизни придется расплачиваться за все. И тут самое время вспомнить поэтическое предостережение: «Он собирался многое свершить, пока не знал про мелочное бремя. Но жизнь ушла на то, чтоб жизнь прожить. По пустякам. Цените, люди, время! Мы рвемся в небо, ползаем в пыли. Но пусть всегда везде горит над всеми: «Вы временные жители земли. И потому цените, люди, время!»

Человеку что-то дано от рождения. Слава богу, никто не знает точно, что и сколько. Иначе бы в жизни потерялась одна из главных ее привлекательностей – поиск каждым самого себя. Часто говорят: талант свое возьмет, он-де всегда пробьет дорогу, за него беспокоиться не надо. Есть в таком утверждении что-то от фатализма, есть некое уподобление таланта сорняку – дескать, как его не топчи, все равно вырастет. Думаю, что подобная теория была бы не самой плодотворной для взращения талантов.

Даже вдохновение нуждается в порядке. Его нужно успеть (и суметь!) записать – формулами, строками, нотами... Даже гению порядок необходим. Вспомним пример гениальнейшего человека нашей эпохи. Анна Ильинична Ульянова-Елизарова писала о гимназических годах Владимира Ильича: «Кроме прекрасных способностей, лучшим учеником его делало серьезное и внимательное отношение к работе. Отец приучал к этому с ранних лет его, как и старших брата и сестру...» Спустя годы воспитанная с детства привычка к правильно организованному труду сыграет свою роль в установлении стиля работы первого в мире правительства рабочих и крестьян. А. В. Луначарский: «При Ленине в Совнаркоме было дельно и оживленно... В Совнаркоме Царило какое-то сгущенное настроение, казалось, что самое время сделалось более плотным, так много фактов, мыслей и решений вмещалось в каждую данную минуту».

Сделать минуту, час, день, жизнь плотными, вмещающими великое множество дел и свершений, можно лишь при условии самых тесных дружеских отношений с порядком. Другого пути нет. В одной из недавних публикаций «Литературной газеты» приведены слова партийного работника из Липецка: «Хаос никогда не бывает производительным, производителен, наоборот, только порядок». Работая над этими заметками, я просто не мог не выписать эти слова. Не потому, что в них открытие чего-то нового, но потому, что старая, известная в общем-то истина сформулирована здесь предельно четко: производителен только порядок. Во всем. Производителен (простите за тавтологию) в производстве, производителен в творчестве, в каждой отдельной судьбе и в общественном устройстве в целом.

Ноябрьский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС с новой силой показал, какое значение партия придает укреплению государственной, трудовой и исполнительской дисциплины на каждом участке производства, во всех сферах управления, повышению организованности и деловитости в работе.

Нынче мы все говорим об этом, думаем, спорим. Было и такое, когда некоторые администраторы сразу же установили целые пикеты контролеров у проходных. В погоне за минутой опоздания терялись целые часы разбирательств. На встрече с московскими станкостроителями (кстати напомнить, прошедшей во время обеденного перерыва) товарищ Ю.В.Андропов еще раз пояснил позицию ЦК в этом вопросе. «...Хочу особо подчеркнуть, – сказал он, – когда мы говорим о дисциплине, имеется в виду вся трудовая производственная цепочка. И, конечно, все наши усилия пойдут насмарку, если развернувшаяся борьба за дисциплину скользнет по поверхности, разменяется на мелочи: кто-то опоздал на пять минут, другой зачастил на перекуры. Конечно, хвалить за это нельзя. Навести порядок там, где теряются рабочие минуты, необходимо.

Речь идет о серьезном отношении ко всем аспектам производственной дисциплины, в том числе и технологической, снабженческой и так далее. Надо, чтобы во всех звеньях нашего производства сказался эффект от повышения дисциплины».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены