«Поэзия - вся! – Езда в незнаемое!»

Вл Любовцев| опубликовано в номере №668, март 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

И покажу им свой букет!...

(Н. РОДИЧЕВ, ХАРЬКОВ).

Перед нами девушка - агитатор:

- Чтоб Отчизна была сильна,

Чтобы новой не быть войне.

Мы должны, - говорит она, -

Больше хлопка собрать стране.

(Г. КРЫЛОВ, ТАШКЕНТ).

Поэты и их герои не отличаются друг от друга именно потому, что жизнь в этих стихах показана вне движения и развития, статично, односторонне; потому, что люди в стихотворениях не живут, не действуют, а только высказываются.

Разве можно назвать правдивым образ пограничника в стихотворении Н. Куштума! Живой боец куда проще, обаятельнее, человечнее; его чувства и мысли гораздо богаче. И если бы поэт реалистически раскрыл его внутренний мир, то получилось бы волнующее и впечатляющее стихотворение.

Если бы поэты заглядывали поглубже в душу советского человека, не потребовалось бы «лобовое» решение темы, которое обычно свидетельствует или о незнании людей или о боязни правды жизни.

В самом деле, уважает ли А. Никаноркии (г. Симферополь) своих героев и своих читателей, когда говорит о людях, проработавших целую смену на заводе: «Усталые чуть - чуть»?

Мастерство писателя состоит, в частности, в умении показать героя в таких обстоятельствах, в которых ярко и убедительно раскрывался бы его характер, ибо в жизни мы ведь тоже расцениваем людей не по словам, а по поступкам. Только тогда мы любим, уважаем героя, следуем его примеру, когда убеждаемся, что он хороший человек на деле, а не на словах.

Нас привлекли поэмы Э. Асадова «Снова в строй» и Вл. Карпеко «Алексей Большаков». Несмотря на их композиционную нечеткость, растянутость, несовершенство и слабость отдельных мест, мы видим в Сергее Раскатове и Алексее Большакове живых людей, радуемся вместе с ними каждой одержанной ими победе, которая достается ценой напряженной борьбы, героических усилий, бессонных ночей. На наших глазах растет и зреет герой, и вместе с героем растет духовно и читатель.

Когда поэт тесно связан с жизнью и хочет влиять на действительность, вмешиваться в нее силой своего поэтического слова, ему нет нужды выдумывать конфликты, исходя из каких - то абстрактных литературных канонов и трафаретов. Он берет эти конфликты из самой жизни.

Поэма осетинского поэта Теймураза Тетцоева «Раздвоенное сердце» привлекает нас и жизненно - правдивым конфликтом, и характерами героев, раскрывающимися именно в борьбе, и большим накалом чувств. От ряда других произведений молодых поэтов эта небольшая лирическая поэма отличается как новизной тематики, так и своей интонацией. Это спор, резкий, ожесточенный и беспощадный спор нового, советского отношения к женщине, к семье со старым, феодально - байским отношением. В нашей поэзии как - то незаметно исчез элемент страстной полемики, спора. Молодые поэты зачастую констатируют то или иное явление, что - то замечают по его поводу, высказывают восторг или - реже - негодование. И все. В поэме Т. Тетцоева идет спор, и, как всегда в споре, в столкновении страстей и характеров рождается истина. Перед читателем эта истина предстает не в оформлении привычных, устоявшихся словосочетаний, оборотов, а в потоке своих, выношенных и выстраданных слов, образов, интонаций. И хотя мы видим, что герой не всегда прав, что он ошибается, переоценивает силу своей любви, когда думает, что один, без всякой помощи сумеет выиграть бой против косности старых, феодальных законов, подчинивших сознание и его любимой, и ее родителей, и еще многих его земляков, мы верим в него: он живет в поэме, существует, действует, так же как и его противники. Ненависть, поднимающаяся к горлу поэта, охватывает и нас; мы включаемся в спор, нам хочется поддержать поэта в его борьбе с носителями мрачных обычаев, которые превращают осетинскую девушку в бессловесную рабыню мужа.

А вот пример совсем другого плана. Владимир Солоухин - человек, несомненно, талантливый, с интересной биографией. В качестве корреспондента «Огонька» он много ездил по стране. Читаешь его очерки о свекловодах Украины или о воронежских колхозниках, о чабанах Киргизии или рабочих Ленинграда - и видишь живых людей, во всем духовном богатстве их натуры, видишь конфликты, которые возникают в процессе строительства нового общества. Вл. Солоухин старается докопаться до корней тех или иных недостатков, пережитков, осмыслить их, найти наиболее эффективные средства борьбы с ними.

Казалось бы, его стихи также должны быть острыми, зовущими на бой и на труд. Ничего подобного! Исключая любовную лирику, большинство его стихов является простыми зарисовками, в которых люди показаны статично, повернувшимися к поэту с милой улыбкой, застывшими в определенных позах «в три четверти». В чем же дело? Почему очеркист Солоухин пишет о жизни правдиво, а поэт Солоухин показывает ее в качестве хорошо отретушированной фотографии: и, похоже, да мертво и необъемно?

Дело в том, что, тщательно отцеживая из жизни только положительное, Вл. Солоухин создал себе поэтический мирок, который неизмеримо беднее по чувству и по мысли, по художественной полноте и многогранности, чем его внутренний мир журналиста. Хочет того поэт или не хочет, но он сам себя ставит в положение пассивного наблюдателя, приглушает в своих стихах подлинно гражданский пафос.

Кстати, отметим, что пафос пафосу рознь. Некоторые поэты, теряя чувство меры, впадают в ложный пафос.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены