«Поэзия - вся! – Езда в незнаемое!»

Вл Любовцев| опубликовано в номере №668, март 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Например, В. Марьинский (Ставрополь) в стихотворении «Маяковскому» пишет: «Твоя в бетон закованная лира не пела сладкозвучных серенад...» Поэт совершенно не задумывается над смыслом слов, не замечает, что выражение «лира, закованная в бетон» звучит по меньшей мере нелепо.

Все это не случайные огрехи и недоделки, а закономерное следствие эстетических позиций поэтов.

Многие, охотно говоря о том, что такое жизнь, из каких элементов она слагается, требуют:

В жизни поток кипучий

Всем существом включись!

Если любовь, то крепкая,

Ненависть - настоящая.

Подвиг,

Полет и творчество -

Вот что такое жизнь!

(В. МАРЬИНСКИЙ).

Хорошие строки, наше, коммунистическое отношение к жизни! Ну, а как же сам автор включается в «жизни поток кипучий»? К сожалению, не всем существом, не так, как только что декларировал. Есть в стихах В. Марьинского светлые строчки о любви, но нет строк о ненависти, о подвиге, о творчестве, нет поисков новых тем.

В. Марьинский не одинок. Не клокочет пока ненависть в сердцах и стихах многих молодых поэтов к тому старому, уродливому, что путается еще в ногах у народа, что цепко держится еще в сознании ряда людей. Даже когда поэту представляется возможность выразить свое отрицательное отношение к чему - либо, когда поэт сталкивается лицом к лицу с чем - то отвратительным, он убегает от борьбы, картинно «укутавшись шинелью, слушать шум московских площадей» (И. Кобзев).

Каков поэт, таков и его любимый герой. Если у Э. Асадова, Вл. Карпеко или Т. Тетцоева герой - борец, то не случайно Олег Бугров, герой поэмы И. Кобзева «Щедрое время», - созерцатель, сторонящийся столкновений, обходящий трудности, не способный бороться даже за любовь.

Уход писателя от конкретного зла к абстрактному шуму площадей так же, как и эстетическая позиция В. Солоухина, ведет к обедненному, одностороннему показу действительности, к риторически - декларативным штампам, к трафарету.

Гражданская активность поэта проявляется как в выборе им определенных жизненных фактов, так и в художественном осмыслении их и в отношении к этим фактам.

«Достоинство человеческой жизни - в борьбе», - подчеркивал А. И. Герцен. Многие молодые поэты забывают эту простую истину. Человека живого, то есть активно действующего, преодолевающего трудности, совершенствующегося в борьбе за свои идеалы, такого человека не часто встретишь в их стихах.

Показывая только то, что «привержено к жизни», и умалчивая обо всем, что «скоро умрет», поэты тем самым лишают себя возможности правдиво показать жизнь в ее революционном развитии, в ее движении и изменении.

Потому - то молодой поэзией фиксируются нередко в первую очередь те изменения, которые происходят в природе: под воздействием человеческого труда на пустырях возникают заводы, в пустынях - сады и каналы, на целине - хлебные моря. А вот изменения в человеческом сознании в процессе коллективного труда и общественных отношений, рост и формирование нового, коммунистического человека молодые поэты показывают слабо.

Когда литература перестает быть «человековедением», в ней исчезает подлинный гражданский пафос, пытливая, глубокая мысль, пламя любви и гнева. В ней появляется бездумная легкость; поэты начинают скользить по поверхности явлений, не пытаясь проникнуть в их сущность, осветить жизненные факты ярким лучом мысли; тогда живое чувство подменяется восклицательными знаками, гражданский пафос - трескучей и напыщенной риторикой; тогда в садах поэзии пышно расцветают тематические, сюжетные, эмоциональные и языковые штампы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ручьи весенние

Глава из романа

Певец научных дерзаний

К 50-летию со дня смерти Жюля Верна