Старые мэтры говорили, что рукоятку оружия в руках надо держать так, как сжимал бы птенца в кулаке, не настолько крепко, чтобы задушить птицу, но и не так расслабленно, чтобы он вылетел.
Думаете, хоть один инструмент на свете нужно держать иначе?
Теперь мы сжимаем оружие так, что и матерого орла вмиг придушили бы. Мы стали беспорядочны, агрессивны и жадны. Какие утробные и душераздирающие вопли раздаются на дорожке в момент атаки, будто не рыцари, не мушкетеры сражаются, а сцепились два каратиста, которые таким образом хотят соперника запугать и себя взбодрить. Короче говоря, бой лишился человечности, улыбки, благородства. Мы должны учить юношей «русскому бою» (хотя бы потому, что за рубежом неискоренимо всех советских людей называют русскими). А «русский бой» всегда высоконравствен, он зародился и креп в священных войнах, он бескорыстен и целомудрен, как таран Талалихина, и одухотворен подобно штыковому порыву, подобно бою, который предпочитали мальчишки из Царскосельского лицея, с завистью смотревшие на русские войска, «что умирать шли мимо нас».
Окончание следует.
В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина, о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.
Обзор писем-откликов на очерк «Тысяча сыновей» («Смена» № 20, 1983 г.)
Владислав Дворжецкий