Мотивы

Александр Шеянов| опубликовано в номере №1369, июнь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кони.

Златогривые кони.

Кони белые, розовые, голубые.

Одни скачут рассветной ранью, почти не касаясь земли, другие взвиваются в вечереющем небе над крышами башен-многоэтажек, а третьи и вовсе стремятся перепрыгнуть золоченый диск солнца...

Спрашиваю московского художника Анатолия Кретова: «Почему именно кони, откуда такое пристрастие?»

– Эти кони из моего детства, которое прошло в Перерве на излучине Москвы-реки. Места удивительные. Недаром там работал Суриков. На противоположном крутом берегу возвышается древнее село Коломенское с белокаменными церквами – памятник архитектуры XVI века. Далеко окрест раскинулись заливные луга и к самому горизонту уходит петляющая гладь реки. Мальчишками мы частенько бегали к воде, завистливо смотрели, как конюхи купают лошадей, и высшей мечтой оыло погладить конскую гриву, не говоря уже о том, чтобы прокатиться. Вот с тех пор у меня появилось – и осталось – желание изображать коней, символизирующих собой, если хотите, детство – чистое и незапятнанное, стремительное и безвозвратное...

Белый конь детства – один из тематических мотивов творчества Анатолия Кретова. Художник он разностороннего плана. Пейзажи его поэтичны и тонки, портреты скупы и выразительны. Много времени он посвящает книжной графике. Недаром окончил отделение оформления печатной продукции Московского полиграфического института. В Союз художников СССР вступал как график. За последние несколько лет им были выполнены иллюстрации к роману «Князь Серебряный» А. К. Толстого, к поэме «Пугачев» С. Есенина, к «Сказанию о царе Макс-Емельяне» С. Кирсанова, к роману «Кануны» В. Белова, к «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

Работает Кретов не только в разных жанрах, но и в разной технике: масло, акварель, темпера, пастель, офорт. А иногда техника, как в «Подмосковном мотиве», смешанная – тушь и пастель. «Все зависит от темы, – считает художник, – тема сама подскажет, в какой технике ее исполнить, может, и не сразу, но обязательно подскажет...»

Так. произошло с ним в одной из поездок по стране, когда ему привелось побывать в старом русском городе Переславле-Залесском. Город знаменит прежде тем, что в нем родился Александр Невский. Здесь, на Переславльском озере, Петр I начал историю российского флота. Художник не мог не думать об этом, он бродил по низкорослым древним улицам, знакомился с людьми, заходил в дома и пытался представить, в какой технике лучше всего будет смотреться задуманный цикл работ «Встречи со старым городом».

Решение пришло случайно, когда в одном из домов увидел на стене небольшую лубяную картинку с изображением града Переславль-Залесского. Конечно, художник не собирался возвращаться к лубку, а решил продолжить его лучшие традиции. Но если лубяную картинку получают посредством оттиска на бумагу с липовой доски (лубка), то художник решил делать оттиск с линолеума. И если для подцветки лубяной картинки использовали анилиновые или растительные краски, то он для этой цели использовал акварель. Работа эта, естественно, была кропотливая. Времени ушло много, но. когда полностью закончил цикл, облегченно вздохнул – получилось именно то, о чем мечтал...

И снова увиделись ему златогривые кони детства, которые скачут рассветной ранью, почти не касаясь земли, взвиваются в вечереющем небе и вот-вот перепрыгнут золоченый диск солнца...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наедине с собой

Владислав Дворжецкий