Преступление на солнечном острове

Владислав Чирков| опубликовано в номере №1369, июнь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

В читательской почте «Смены» много писем, в которых нас просят рассказать о подоплеке событий в Гренаде, об очередном кровавом злодеянии американской военщины.

Слово политическому обозревателю Владиславу Чиркову, занимающемуся проблемами Латинской Америки.

В Америке в ходу такой анекдот. Двое дюжих джентльменов похваляются тем, что перевели старушку через улицу. Слушатели недоумевают: почему вдвоем? И джентльмены поясняют: «Так она же упиралась...»

Право сильного интеллигентные люди всегда понимали как право и обязанность защищать слабого и помогать слабому. Когда он, конечно, в этом нуждается.

«Высокомерием силы» называл Уильям Фулбрайт в бытность сенатором попытки США навязать вьетнамцам американские порядки. Во Вьетнаме не получилось. А крошечную Гренаду морские пехотинцы США при поддержке корабельной артиллерии в считанные дни «перевели» из лагеря свободы в стан вашингтонских сателлитов.

Гренада – небольшое государство в Карибском море, расположенное на островах. Названо по имени главного острова. Территория – 344 квадратных километра. Население – 110 тысяч человек, в основном негры и мулаты, есть также выходцы из Индии и Европы. Основа экономики – сельское хозяйство. Выращиваются мускатный орех, какао-бобы, бананы. Культивируются также сахарный тростник, кокосовые пальмы, цитрусовые.

Остров Гренада был открыт в 1498 году Колумбом. В течение столетий его оспаривали друг у друга англичане и французы. В 1783 году по Версальскому договору стал колонией Великобритании. В 1967 году Гренада получила статус «ассоциированного с Великобританией государства», самостоятельно решавшего лишь вопросы внутренней политики. 7 февраля 1974 года была провозглашена независимость Гренады.

Премьер-министром еще до провозглашения независимости стал «демагог Гейри» (выражение английской газеты «Гардиан»). Этот склонный к мистике человек с диктаторскими замашками, неразборчивый в средствах, главную помеху своим амбициям видел в движении «Новый объединенный поход за благосостояние, образование и освобождение». Эту организацию, пользовавшуюся поддержкой масс, возглавлял прогрессивно настроенный адвокат Морис Бишоп.

За шесть часов до церемонии провозглашения независимости, пока премьер-министр принимал иностранных гостей, 60 полицейских в штатском подъехали к дому Бишопа и арестовали его. Это был не первый арест лидера оппозиции. В свое время ему даже пришлось выезжать на Барбадос лечить травму глаз, которую нанесли полицейские, избивавшие его во время допроса. Когда арестованного Мориса Бишопа вели к машине, он сказал, обращаясь к жене в присутствии агентов охранки: «Если насилие со стороны правительства возрастает, сопротивление народа усиливается. Дело за народом...»

Гейри, проводивший антинародную, проимпериалисгическую политику, установил в стране террористический режим. Созданный им репрессивный аппарат, в частности молодчики из военизированных отрядов «Мангусты», жестоко подавлял выступления оппозиции. Представителей прогрессивных организаций бросали в тюрьмы, подвергали пыткам. Диктатор поддерживал контакты с самыми реакционными режимами, например, с ЮАР и Чили. Отношения с Пиночетом он характеризовал как «теплые и дружественные».

На рассвете 13 марта 1979 года группа революционеров во главе с Морисом Бишопом в результате молниеносного налета захватила армейские казармы в столице. Атака длилась всего полчаса. Армия сдалась практически без сопротивления. Другая группа патриотов заняла единственную в стране радиостанцию. Переворот был почти бескровным – погибли всего два человека. Не прошло и часа, как гренадцы вышли на улицы, чтобы поддержать восставших. Прогнивший режим рухнул, как карточный домик. Гейри перебрался в Нью-Йорк. Большинство его министров были арестованы.

«Наше движение, – подчеркивал Бишоп в своем выступлении по радио, – взяло власть, чтобы покончить с режимом угнетения и репрессий. Мы намерены обеспечить всему народу работу, пищу, элементарное жилье и медицинское обслуживание». Новое правительство Гренады заявило о стремлении поддерживать «добрые отношения со всеми странами».

Начала осуществляться широкая программа прогрессивных преобразований в интересах подавляющего большинства населения. Главная цель программы – преодоление экономической отсталости, ликвидация засилья иностранного капитала. Некоторые важные меры были приняты сразу же после свержения Гейри. В частности, заморожены розничные цены, введена равная оплата за равный труд мужчин и женщин.

Одним из первых главных дел, за которые с жаром взялась гренадская революция, была борьба с невежеством. Известно, что грамотный, прежде чем подставить шею под хомут, задумается: а кто дал право хозяину надевать ему этот хомут? Просвещенный народ невозможно долго удерживать в узде. Но, быть может, еще нужнее знания, когда ярмо сброшено и надо начинать строить новую жизнь. Всесторонне образованный, овладевший духовной культурой человек засучит рукава не просто потому, что ему нужен кусок хлеба: в конце концов, как говорили классики, человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить. Мыслящий примется сдвигать гору не потому лишь, что увлечен броским лозунгом, жизнь которого порой скоротечна. Он отдаст все силы и талант не просто труду, но творчеству только в случае, если, будучи вооружен знанием, ясно видит перспективу и понимает нужность данного дела.

На строительство школ и больниц правительство Бишопа не жалело средств из своего скудного бюджета.

Гренада проводила последовательную политику мира и мирного сосуществования, вступила в движение неприсоединившихся стран, установила дипломатические отношения с Советским Союзом, Кубой, другими социалистическими странами.

Империализм всеми средствами пытался «дестабилизировать» положение в Гренаде. Реакционные силы, поддерживаемые извне, стремились посеять хаос в стране, прибегая к испытанным методам саботажа и провокаций. В один из майских дней 1979 года в столице Гренады Сент-Джорджесе почти одновременно вспыхнули два пожара – загорелись здание торговых фирм и туристский центр. Поджог торгового центра должен был вызвать переполох среди деловых кругов. А пожаром в туристском центре реакционеры надеялись отпугнуть иностранных туристов.

Несмотря на происки реакции, гренадцы с энтузиазмом продолжали строить новую жизнь. «Гренада больше не является ничьим задворком, – говорил Морис Бишоп. – Мы – небольшая, но гордая страна. Наш народ преисполнен решимости защищать свое право на самоопределение, независимость и социальный прогресс». Мог ли он знать, что несколько лет спустя империалистический гигант это право втопчет в грязь?

С Гренадой США расправились с использованием всех аксессуаров разбоя: убийств, повальных арестов, травли инакомыслящих.

Сотни сторонников правительства Бишопа брошены за решетку. Испытанные в Индокитае «тигровые клетки», как сооружения капитальные, не подошли. Взамен применили «собачьи конуры» – тесные деревянные ящики с маленькими отверстиями для вентиляции. Узники буквально вползали в эти одиночные камеры. «Я чувствую себя гестаповцем, арестовывая этих бесправных людей», – вырвалось у одного американского солдата в присутствии журналиста. Насаждая «новый порядок», оккупанты взяли на себя и роль политической полиции. Бывшим сторонникам правительства Бишопа предписали постоянно носить с собой «зеленую карточку» – официальный документ, констатирующий, что его владелец отказывается от права на политическую деятельность. Зато полную свободу «деятельности» обеспечили уголовникам и головорезам из банд «Мангусты», которых интервенты в первые же дни выпустили из тюрем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Руна о Космукше

Или Этюды к картине о сегодняшнем дне древнего края