Несколько эпизодов из жизни директора
В воскресенье в детском доме произошло ЧП: во время прогулки потерялась Оля Кондратьева. Воспитатели, разумеется, тут же обыска ли все укромные уголки двора — мало ли куда мог спрятаться шестилетний ребенок. Но Оли и след простыл. Девочка словно растворилась в большом микрорайоне Ленинграда, где кварталы домов разрезают магистрали с мчащимися на полной скорости автомобилями.
Правда, когда Бетти Александровна бегом спускалась по лестнице своего дома, она уже знала, что ничего страшного не произошло. Пока не произошло: Олю видели в окне квартиры, где живут ее бабушка и дедушка. Но телефонная информация не успокоила директора. Скорее наоборот, еще больше встревожила.
С момента телефонного звонка для директора детского дома № 31 Бетти Александровны Потапенко словно включился невидимый секундомер: надо успеть, во что бы то ни стало успеть. Она выбежала на улицу, позабыв от волнения захватить сумочку с деньгами и документами...
— Бетти Александровна, наконец-то! — встретила директора воспитательница. — Там Оля, там. Только одна туда не ходите, я сейчас за милицией...
В окнах квартиры Кондратьевых появлялись какие-то пьяные лица, беззвучно шевелили губами, улыбались ехидно и исчезали.
— Долго! Лучше денег одолжите — за такси расплатиться. И пошли в квартиру. Справимся!
Но перед дверь о даже ей, человеку далеко не любому, на мгновение стало не по себе. Квартира на первом этаже пользовалась в округе недоброй славой: ее драчливых обитателей соседи редко видели трезвыми. Совсем недавно здесь на глазах у маленькой Оли совершилось дикое преступление: ее отчим пьяной драке убил человека. Убийца, а вместе с ним и мать девочки — она проходила по делу соучастницей — были осуждены на длительные сроки, девочка оказалась в детском доме. А дебоши в квартире продолжались. С той лишь разницей, что пьянствовали и дрались теперь родственники осужденных.
...Бетти Александровна нажала кнопку звонка, и через минуту дверь наконец отворилась. Потапенко решительно шагнула через порог:
— Я директор детского дома. Где девочка?
Осоловевшие хозяева ухмылялись и прятали глаза. Оли в квартире не было. Но ведь ее видели в окне полчаса назад!..
— Куда вы дели нашего ребенка?!
«Нашего»... Она не оговорилась. Какое отношение к маленькой Оле имеют эти вконец опустившиеся люди?
Бетти Александровна чувствовала, как убегают драгоценные минуты, но не уходила из комнаты.
— Да они ее через окно выпустили. По дворам, по чердакам теперь ищи те... — не выдержала одна из Олиных теток. Настойчивость директора сломила ее.
Олю, бледную и продрогшую, нашли лишь поздно вечером. Родственники уверили девочку, что прятаться надо подальше, потому что за побег ее ждет наказание.
Увидев Бетти Александровну, Оля опустила голову в ожидании выговора, но выговора не последовало. Наоборот, по дороге домой директор, как могла, старалась успокоить девочку.
— Голодная, наверное? Сейчас по ужинаем, повара пирог испекли, ребята уже пробовали — вку-у-сный! И спать, да? Устала, набегалась за день, хорошо спать будешь...
И только когда Олю искупали, накормили, когда убедилась Бетти Александровна, что ребенок заснул спокойно, она поняла, что сегодняшняя маленькая победа за ней. И лишь тогда спало напряжение и Потапенко позволила себе вспомнить о внуке, которого, убегая выручать Олю, оставила у соседей.
В последние годы случаи усыновления ребят из детского дома стали редкостью. «Берут ведь обычно лишь здоровых, а наши-то теперь многие с неврозами, а то и похуже, — горько вздохнула старший воспитатель Тамара Иосифовна Мишина. — А детдом у нас для здоровых. Значит, и лечить мы можем только валерианкой, а еще — заботой и добротой...»
...Вечер. В комнате сказок расположились трое девочек, каждая выбрала себе куклу, разумеется, самую красивую, и что-то тихо нашептывает ей на ухо. Игрушек кругом много, стоит лишь найти свою и открыть ей по секрету все, чем дышит твоя душа. Педагоги знают, как дороги их воспитанникам эти минуты, и не торопятся нарушать уединение.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман
Читатель — «Смена» — читатель
Пять лет назад в Ржевске появились самодеятельные подростковые клубы. Но до сих пор ребячья инициатива остается без поддержки комсомола