Наука — техника — прогресс
Директор Института космических исследований АН СССР, научный руководитель проекта «Вега», академик Роальд Сагдеев:
«Успешное завершение, комплексной многоцелевой программы изучения кометы Галлёя с помощью советских автоматических; станций «Вега-1» и «Вега-2» — внушительная победа интернационального коллектива ученых — участников ее осуществления.
Впервые человек смог так близко исследовать подобное космическое тело... Учитывая то, что, несмотря на мощную защиту, межпланетные станции подвергнутся бомбардировке пылевыми частицами, несущимися со скоростью около 8 километров в секунду, специалисты отказались от записи научной и служебной информации на запоминающие устройства. И обеспечили прямую передачу информации на Землю. Это, в свою очередь, заставило почти в двадцать раз увеличить информативность радиокомплекса, ввести постоянную ориентацию остронаправленной антенны на Землю.
Информацию о физических характеристиках ядра кометы, составе газа и пылевых частиц, взаимодействии солнечного ветра с атмосферой и ионосферой кометы сейчас обрабатывает ЭВМ».
Итак, новая встреча с кометой Галлея состоялась. Это ее тридцатый визит из тех, что были зафиксированы людьми, начиная с 240 года до нашей эры.
В начале марта в контакт с кометой Галлея вошли советские межпланетные автоматические станции «Вега-1» и «Вега-2», стартовавшие в декабре 1984 года (в осуществлении проекта «Вега» участвовали шесть социалистических стран, Австрия, Франция и ФРГ). Пройдя в девяти тысячах километров от ядра кометы и выполнив комплекс работ, «Беги» вывели запущенный Европейским космическим агентством аппарат «Джотто» на оптимальную траекторию для прохождения через «голову» кометы на расстоянии около 600 километров от ее ядра. На снимках, полученных со станции «Джотто», ядро выглядит однородным телом неправильной формы, напоминающей картофелину длиной примерно одиннадцать километров и около семи километров в поперечнике.
Один миллиард двести миллионов километров пролетели в космическом пространстве «Веги», «Джотто» и японский аппарат «Планета-А», чтобы добыть бесценные сведения о происхождении и структуре комет, уже многие века волнующих человека. В пределах только нашей Солнечной системы имеется бесчисленное множество таких космических тел. Ученые давно уже предполагали, что кометы словно бы законсервировали в себе вещество, из которого примерно 4,5 миллиарда лет назад образовались большие внешние планеты Солнечной системы. Есть версия, что Уран и Нептун образовались из миллионов мелких комет.
Мы уже рассказывали нашим читателям об истории наблюдений за кометой Галлея, а также о том, как начиная с осени 1982 года ученые готовились к нынешней встрече с ней («Смена» № 10 за 1985 год).
В августе прошлого года первые снимки приближавшейся кометы получили астрономы Болгарии и Чехословакии, а в середине сентября Крымская астрофизическая обсерватория АН СССР провела новую фотосъемку. Вскоре десятки фотоснимков космической гостьи получили сотрудники обсерватории Уральского университета. Точно вычислить ее координаты им помог каталог-атлас опорных звезд трассы кометы Галлея, созданный учеными Уральского и Московского университетов. Каталогом воспользовались все советские и европейские обсерватории.
В первых числах ноября комету, находившуюся еще очень далеко от Земли, впервые увидели через телескоп астрономы-любители из австралийского города Алис-Спрингс.
Осенью 1985 года комета вступила в пространство внутри орбиты Марса, где уже ощущалось влияние солнечного излучения. Полученные тогда фотографии запечатлели «хвост» кометы протяженностью 2,2 миллиона километров, который раздваивался. Болгарские ученые выдвинули гипотезу о наличии у кометы Галлея двух расщепленных ядер, расположенных в двух — четырех тысячах километров друг от друга. Были выполнены также измерения светящейся массы кометного ядра. Кстати, общая масса кометы составляет около ста миллиардов тонн.
С помощью мощных телескопов впервые в нашей стране была получена информация о химическом составе и физическом состоянии вещества кометы. Предварительный анализ показал, что в «голове» кометы Галлея есть молекулы циана, двух-и трехатомного углерода, гидроксила, аммиака, ряда других соединений. Это открытие поможет пролить свет на проблему образования планет, их дальнейшей эволюции.
К началу декабря прошлого года поперечник «головы» кометы достигал 600 тысяч километров, а длина «хвоста» — примерно 14 миллионов километров. К концу января этого года «хвост» укоротился в два с лишним раза, что, видимо, было вызвано мощными выбросами плазмы, пыли и газа, которые спустя некоторое время рассеялись в пространстве. Причиной выбросов мог быть разогрев ядра кометы при ее прохождении вблизи Солнца.
Межпланетные автоматические станции «Вега-1» и «Вега-2» уже оказали огромную услугу науке, когда в июне 1985 года по пути к комете они отделили от себя спускаемые аппараты на Венеру. В ходе пятнадцатимесячного полета «Вег» Центр дальней космической связи в Евпатории провел четыре коррекции орбит этих станций. Напряженная рабочая атмосфера царила и в московском Институте космических исследований. В январе нынешнего года была проведена своего рода генеральная репетиция работы всей исследовательской и передающей аппаратуры, которая должна была включиться вблизи кометы в начале марта. Результаты порадовали: обе станции летели к цели, по образному выражению баллистиков, «в устойчивой трубе», что гарантировало их пролет на намеченном расстоянии от ядра кометы. Сама комета выглядела уже как звезда примерно пятой величины. Ее «хвост», обращенный в противоположную от Солнца сторону, отчетливо разделялся на пять секторов. По мере приближения к светилу заметно менялись внешний вид кометы и размеры оболочки, окружавшей ее ядро.
При встречном движении кометы и космических аппаратов со скоростью 80 километров в секунду всего лишь доли секунды отводила небесная механика на «свидание». Однако аналитическая работа аппаратуры «Вег» продолжалась около четырех часов благодаря бортовой электронно-оптической системе наведения приборов на светящееся ядро кометы. По командам системы платформы станций поворачивались вслед за мчавшейся кометой, нацеливая нужные приборы на ее ядро.
В феврале был проведен заключительный сеанс связи с «Бегами», а вскоре началась непосредственная их работа вблизи кометы. Девятого февраля комета Галлея скрылась за Солнцем и появилась в зоне видимости лишь в первых числах марта. Поскольку она плохо прослеживалась наземными телескопами в Северном полушарии, дальнейшие наблюдения за ней велись советскими и зарубежными учеными в Южном полушарии — в горах Боливии, возле города Ториха. Сохранившаяся еще с доколумбовой эпохи обсерватория в Мачу-Пикчу, археологическом комплексе на юге Перу, вновь послужила астрономии.
Там для наблюдения за кометой Галлея собрались тысячи астрономов из многих стран. Хорошо видна была она и в Австралии, и на острове Мадагаскар. В середине апреля комета вступила в противостояние с Солнцем, и при самых благоприятных погодных условиях ее еще некоторое время можно было наблюдать низко над горизонтом. Затем она скрылась из поля видимости и вновь появится теперь только через 76 лет...
Прокомментировать работу советских межпланетных автоматических станций «Вега-1» и «Вега-2» мы попросили научного сотрудника Института космических исследований АН СССР Сергея Богданова, принимавшего участие в обработке данных наблюдений за кометой Галлея:
— Особый интерес ученых к малым телам Солнечной системы — кометам, астероидам — объясняется тем, что благодаря своей малой массе и значительной удаленности от Солнца они могли законсервировать в себе вещество исходной газово-пылевой туманности, из которой образовалась Солнечная система, и тем самым сохранить очень важную информацию о начальной стадии ее формирования.
Сейчас, после завершения этого одного из сложнейших в истории космических исследований эксперимента, ученые получили уникальную научную информацию, позволяющую не только построить модель кометы Галлея, но и заглянуть в далекое прошлое Солнечной системы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Читатель — «Смена» — читатель
Экспедиция «Смены»: Западная Сибирь — люди, проблемы, факты
Рассказ