Пиренеи, лето 1976

Юлиан Семенов| опубликовано в номере №1195, март 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Я авторитарный либерал.

Пограничник был образованным парнем, но и он не понял, как можно совместить две эти несовместимости. Пла объяснил:

– Я хочу, чтобы правительство обладало достаточным авторитетом, который бы гарантировал свободу выражения моих либеральных взглядов.

Это был камушек в огород кабинета Арнаса Наварро. Умные «центристы», связанные с бизнесом, подгоняли прошлой зимой Фрагу: «Давайте же, хватит медлить! Отдайте хоть что-нибудь!»

Мой стародавний друг, талантливый баск – фамилию его по понятным причинам я не называю – рассказывал, как во времена франкизма, на второй день после ареста, когда три «бригады пыток», сменявшие друг друга, ушли, обессиленные, отдыхать, а время задержания истекало – как раз тогда Франко ввел видимость закона, по которому задерживать без улик можно было только на семьдесят два часа, – инспектор отдела «по борьбе с коммунистами» слезно молил: «Ну, отдай мне хоть что-нибудь, дурашка хоть самую малость отдай, намекни хоть, тогда больше бить не будем».

– Я понимал, что отдавать нельзя ни малости – этой отдачей я сам, собственной рукой, подписывал ордер на арест, на тюрьму, расстрел, гибель – не только себе, но и товарищам.

Логику моего друга можно понять – в подоплеке ее – Идея, прекрасная Идея свободы, равенства и братства. Можно, впрочем, было понять и логику правительства Наварро. Это все так приятно, когда приемная главы режима похожа на утолок музея Прадо – старинная живопись, лучшие мастера мира, гобелены восемнадцатого века, мебель от Людовиков; ультрасовременные бронированные машины, постоянно ожидающие в подземных гаражах; трескучие мотоциклы сопровождения; стрекозий рокот военных вертолетов, когда надо посетить короля в одной из его загородных резиденций; одно слово – власть...

Одни в Испании считали, что власть можно укрепить, отдав малость, другие, реальной властью обладавшие, хотели обезопасить себя холодной, отстраненной буквой закона, нарушение которого карается тюрьмой. Важно, чтобы закон был новым, – тогда и «посадка» тех, кто будет против, окажется «демократической», никак не шокирующей международное общественное мнение.

«Нижний этаж» испанской власти по-настоящему понимал власть лишь в том случае, когда он сам перемещался наверх. Умозрительность в политике – вещь нереальная. Фрага, когда был в «полуоппозиции», думал по одному, сев в кресло вице-премьера, он говорил по-иному; что-то будет с ним, если он покинет «кресло» № 2? (Когда я писал это прошлой зимой, трудно было представить, что после отставки Фрага войдет в коалицию с теми, против кого он выступал ранее и кто повалил его позже, – с «Опус Деи».)

...Первый послефранкистскин кабинет был непоследователен, двойствен, растерян. Народ требовал демократическую реформу – ее не давали. Народ требовал экономическую реформу – ее не проводили. Народ требовал амнистии» – она не провозглашалась. Народ настаивал на автономии для Страны басков и Каталонии – этот вопрос даже не позволяли обсуждать. Народ требовал более широких международных связей со всем миром, с Советским Союзом в том числе, однако Наварро не предпринял в этом направлении никаких сколько-нибудь серьезных шагов.

А ведь отношение испанцев к Советскому Союзу, к советской, русской культуре особое. (Впрочем, как и наше – к Испании.) Я встречался со многими выдающимися деятелями испанской культуры, и все они в один голос говорили о необходимости самого широкого культурного обмена между двумя нашими странами.

Ныне установлены дипломатические отношения между СССР и Испанией. Мне, неоднократно посещавшему Испанию, совершенно очевидны те добрые чувства, которые испанские трудящиеся питали и питают к Советскому Союзу.

Нельзя не радоваться тем литым строкам официального документа, где сказано, что «установление дипломатических отношений между СССР и Испанией будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурной и других областях на благо советского и испанского народов, в интересах укрепления мира и безопасности в Европе и во всем мире».

Молено предположить, что правые силы в Испании будут предпринимать все, чтобы помешать развитию добрых отношений между нашими странами. Однако этот процесс необратим, как восход солнца, а только в Испании есть «сиеста», солнечный праздник, прекрасный и добрый праздник испанцев, который так любят у нас на Родине.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены