Первый час солнечного пути

Борис Фаин| опубликовано в номере №1184, сентябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Дать орошение»... Уже по одной этой примете легко догадаться о совершенстве и всеоружии многосложной техники, дробящей и выбирающей земную твердь. Ротор порой дробит и скальную породу. Правда, рабочий процесс, продуманный не одной светлой головой, предусматривает бурение, закладку взрывчатки и рассчитанный направленный взрыв для встряски угольных глубин, однако ж твердость достается и зубьям. Еще какая! Оттого некоторые зубья на ковшах с насадкой, сделанной умелыми руками.

Кабина машиниста ротора. За прозрачными стенами – бой железа с пластом, грохот и пыль, а здесь – полное всевластие автоматики: пульт, блоки программного управления, «ветродуй» – анемометр, записывающий скорость ветра...

На «Богатыре» ходит поговорка: «Мы не грузим уголь, а добываем». И верно. Это только на сторонний взгляд кажется: ну, что там такого – лежит уголь, черпай его да черпай... Так, да не так! Ведь пласт неоднороден. То чистый уголь, то селекция, примесь породная. Нужно знание, нужно чутье! Маркшейдеры подают на экскаватор карту забоя, на ней все параметры: высота уступа, ширина захода ротора, длина блока, угол падения пласта и – зольность. Предел доброкачественных энергетических углей – 45 процентов зольности. Предел! И искусство машиниста – взять массу так, чтобы селекционировать первородный уголь с этой примесью и дать наименьшую зольность.

К этому нужно добавить: один роторный экскаватор производительностью 3 тысячи тонн угля в час заменяет труд 15 тысяч горняков-подземщиков.

День как день. Впрочем, есть в нем и особенность. В эти часы на всех экскаваторах крупнейшего в мире угольного разреза работает КОМСОМОЛЬСКАЯ СМЕНА.

Секретарь комитета комсомола «Богатыря» Николай Даренских, вышагивая по низине, говорил:

– Ребята были раскиданы по разным сменам. Что хорошего! Взносы – и то толком не соберешь! А собрания! А какое мы влияние на производство имели! – Он махнул рукой. – Я в пер вые дни даже подрастерялся... Ну, мне Каландаришвили Вячеслав Валерьянович и говорит: «Чего ты, Коля, унываешь! Я тоже был на комсомольской работе – давай вместе подумаем». Создали единую комсомольско-молодежную смену. У нас теперь по каждому экскаватору – обязательства, план работы...

Они почувствовали и локоть друг друга, и новый интерес к работе, и новую ответственность. Здесь взято за правило: каждая смена отвечает за определенный узел; комсомольская – за погрузочную стрелу. Досконально изучив ее, они набирают навыки по другим узлам, овладевают всем рабочим циклом, умеют распорядиться всякой ситуацией. Если, например, перебой с подачей вагонов – идут ровнять путь к своему экскаватору, потому что вынужденный простой машины еще не значит, что должна простаивать смена. После Ленинского зачета, проведенного тут же, на рабочих местах, они узнали друг друга глубже, серьезней, и, как следствие этого, кто-то кого-то подвигает на учебу в вузе, помогает готовиться; лучше стали использоваться способности каждого: ты в «Прожекторе»; он политинформатор; я за спорт ответственный (у них возникла мысль совершить далекий бросок на мотоциклах за опытом в «Красноярскуголь», на подобный «Богатырю» Ирша-Бородинский разрез – едет девять человек, почти все на «Восходах»).

Комсорг смены Володя Кочерга работает помощником машиниста на «трехтысячнике», а родил отличную идею по поводу «пятитысячника» – подсказал секретарю комитета «Экибастузугля» Зое Разумовой: «Ты в Ленинград насчет электропанелей напиши, пускай там комсомол раскачается...» Зоя послушалась, пошла в отдел комплектации, кое-что уточнила и с легкой Володиной руки написала: «Разнарядкой нашему объединению выделены 22 статива (электропанели. – Б. Ф.) со сроком поставки в 4-м квартале. Стативы необходимы для поста Электрической централизации ст. Карьерная разреза «Богатырь», ввод которой обеспечивает фронт работ смонтированному впервые в стране мощному роторному экскаватору производительностью 5 тысяч тонн угля в час. Мы просим обратиться с призывом к комсомольцам – произвести монтаж во внеурочное время и досрочно изготовить стативы».

Однако на наводящий вопрос, хотел ли бы он, Кочерга, перейти на «пятитысячник», Володя ответил:

– С чего это! Я со своей машины никуда не пойду.

И стал рассказывать, как «по ниточке» собирал экскаватор, как набирал мастерство, как достиг уже четвертого курса горного института, как экипажи «трехтысячников» устанавливали всесоюзные рекорды добычи и еще как они понимают соцсоревнование:

– Два одинаковых экскаватора, так! Если у нас что случится, сразу им даем знать, чтоб были на стороже: такой-то и такой узел чтобы проверили... И наоборот, у них что – они к нам! Ну, и запчастями всегда делимся – да мало ли...

Ерлан Джумадиев, мастер комсомольской смены, подбирая нас в низине на пути к «пятитысячнику» в свой старый, повидавший виды дежурный автобус, сообщил:

– Представляете! На пятой машине полетели шпильки редуктора хода. Там на три сантиметра зазор получился. Так ребята вовремя заметили! А если б не заметили – еще немного, и редуктор рухнул бы...

Это не по наитию, не по воле случая – внимательность. Почти каждый стоял на монтаже экскаватора. Знает любой винтик, любую жилку. И они щепетильны в этом своем знании. Вот откуда внимательность. Способность предугадать ЧП. Мобилизационное постоянное свойство, как сказал Володя Кочерга, «быть настороже».

Громада «пятитысячника» заняла самый обширный забой. «Трехтысячники» перед этой махиной хрупковаты, будто подростки.

Вот параметры этого экскаватора-великана, детища Новокраматорского завода: вес – около 6 тысяч тонн, высота – 57 метров.

– Что! «Трехтысячник»! Так он же на гусеничных тележках, а у нас – рельссшагающий ход! У него сварные швы лопались, а у нас сварка мертвая! Нашу машину знаете, в какой крен поста вить можно! Идет, аж трещит, а осматриваешь конструкцию – все в полной норме – Домкратная система!

Это не говорит, а буквально поет гимн своему «ЭРШРД-5000» групкомсорг «пятитысячника» Володя Старков. Он приехал на разрез, когда гигантская машина, исчлененная на узлы и детали, проделав путь через полстраны, еще лежала в ожидании сборки и монтажа. Предстоящее огромное дело требовало молодых, знающих, влюбленных в технику людей – ведь именно со сборки и начинается формирование экипажа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены