Значок «МАК»

Л Берман, В Манухин| опубликовано в номере №252, декабрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Московский автоклуб

«В наш век пролетарской революции, в век химии, электричества и авиации, знание мотора, умение управлять автомобилем, знакомство с самыми элементарными химическими дисциплинами, электричеством должно явиться самым первейшим, элементарнейшим признаком грамотности молодого человека, воспитывающегося в стране, строящей социализм».

А. Косарев

За зеркальным стеклом массивная серебряная ваза. Причудливые завитки ручек изогнуты ювелиром в форме тритонов. В извилинах горлышка, в вогнутых частях ножки нанесен резцом орнамент. К постаменту привинчена табличка.

Рядом, на дубовой тумбочке, стоит бронзовая статуэтка, изображающая шахтера. На пьедестале - серебряная дощечка с надписью.

В шкафу, рядом с вазой, огромный хрустальный кубок, отделанный серебром и бронзой, спорит изяществом своей огранки с прекрасной мраморной чашей. На ножке кубка серебряная дощечка.

Поодаль, за витражами зеркальных стекол, на дубовой полке, на тумбочках и постаментах - кубки, чаши, статуэтки, вазы, все с табличками.

Мы переходим от таблички к табличке и на каждой из них читаем географические названия. Отделенные друг от друга коротенькими тире, эти названия складываются в длинные маршруты, которые мы измеряем на картах сантиметрами. В каждом таком географическом сантиметре умещаются многие сотни километров.

На табличках - Ярославль и Лондон, Париж и Севастополь, Тифлис и Лейпциг. Но обязательно мы читаем на каждой табличке слово Москва.

1932 год. По Ярославскому шоссе полным ходом следуют одна за другой несколько автомашин.

В машинах - члены правительственной комиссии и представители общественности. Они торопятся к пуску Ярославского резинового комбината. На грузовых платформах, под плотным брезентом сложено дорогое импортное оборудование, необходимое для окончательного монтажа цехов.

Прибытие машин в Ярославль служит сигналом для преодоления последних трудностей в пуске резинового комбината. Назначение комбината - обуть автомобильный парк Советского союза.

Автоколонну встретили приветственные речи и приведенная в образцовый порядок заводская площадка. Во многих местах через шоссе перекинуты развернутые транспаранты: «СОВЕТСКОМУ АВТОМОБИЛЮ - СОВЕТСКУЮ ШИНУ ИЗ СОВЕТСКОГО КАУЧУКА».

Надо признать, что реализации этого лозунга многим помог пробег, организованный Московским автомобильным клубом.

Агитпробег Москва - Ярославль - Москва в то же время пробег скоростной. А всякий скоростной пробег - суровый экзамен и машине и людям.

Машина немецкой марки «Нэш». На полном ходу лопается левый палец поворотных цапф. Рулевое управление выбывает из строя. Мимо пострадавшей машины мчатся, набирая секунды, одна за другой остальные машины колонны: согласно правилам пробега - застрявшая машина либо выбирается из беды собственными силами, либо выбывает из соревнования.

Но «Нэш» преждевременно вычеркивается из списка. Машина дошла до Ярославля. Машина вернулась в Москву. На крыльях машины сидят комсомольцы Черкасский и Успенский. К кулакам передних колес крепко привязаны тяги, и рулевое управление, составленное из веревок, стали и двух человек, благополучно доводит машину до финиша.

Мы теперь понимаем, что означают выгравированные на табличке слова Москва - Ярославль - Москва.

Каждый кубок, чаша, бронзовая фигура в витрине Московского автоклуба рассказывают про ту или иную победу в деле автомобилизации Советского союза.

Первые пробеги были организованы клубом вскоре после окончания гражданской войны. Машину проверяли, владеет ли она своими стальными мышцами, хорошо ли работает ее сердце внутреннего сгорания. Оказалось, что, выдержав напряжение гражданской войны, она уже не в состоянии нести на своих плечах будущее советского хозяйства. Вот почему в пробег 1925 г. Ленинград - Тифлис пошли иностранные машины. Их охотно предоставили для пробега зарубежные автомобильные фирмы. За рулем этих машин сидели доверенные лица автомобильных королей, за рулем сидела племянница самого Стиннеса.

Автомобильные короли ожидали крупных заказов. Но история советского автомобильного хозяйства пошла, как известно, по другому пути.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодость великого поколения

К десятилетию со дня смерти В. И. Ленина