Передвижники

Ю Нейман| опубликовано в номере №259, июль 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

К черту Бруни! Художник - не классический поэт. Он критик общественных явлений. Время ли копировать (иностранных мастеров, когда рядом кипит пробуждающаяся жизнь?

«Артель» - коллектив, созданный ушедшими из Академии художниками, - Горячо откликнулась на все наболевшие вопросы современности.

«Неравный брак» Пукирева: священник благословляет «молодых»: надменного старика и прелестную заплаканную девушку. На эту сцену из группы гостей укоризненно смотрит человек, сочувствующий и осуждающий. Это «автор», резонер, - персонаж, характерный для молодых художников, верных завету Чернышевского: «Художественные произведения часто имеют значение приговора о явлениях жизни». Выпуклая парча, любовно выписанные кружева и атлас говорят о влиянии старой школы, школы пышного дворянского портрета. Но мягкость тканей в самой малой степени умеряет силу удара. По словам Репина, «Неравный брак» испортил много крови не одному старому /генералу.

Судьбе женщины посвящены несколько картин Перова и «Перед венцом» Журавлева.

Опасней другая тема: под черным, нахмуренным небом, на привале, только что умер молодой арестант, политический. Вокруг притихшие, подавленные ссыльные. Среди них - женщины, может быть, добровольно пошедшие за умершим. Агония кончилась. Сейчас начальник махнет рукой, и партия побредет дальше по размытой дороге.

Нам теперь трудно представить, сколько волнений и толков вызвала небольшая картина Якоби «Привал арестантов».

«Крамольные» художники задевают власть. Главным образом достается мелким ее представителям: стражникам, полицейским. Очень уж выразительны были «Славильщики» - городовые - талантливого сатирика Саламаткина.

«Вперед, без оглядки!» - девиз молодых художников. Они посягают на основу Российской империи - церковь. Неврев своим «Протодьяконским провозглашением» открывает портретную галерею «духовных» лиц, в конце которой высится мощный, перерастающий в эпос чревоугодник, - протодьякон Репина.

Жирный монах на «Чаепития в Мытищах», мертвецки пьяные священнослужители «Крестного хода» Перова вызвали бурю в реакционной критике:

«... Страшно за искусство, когда нравственная тина и подонки будничной жизни во всей их отвратительности лелеются новым поколениям художников» (Микешин).

«... Нельзя не пожалеть, что зрелые художники тратятся на такую пошлость» (проф. Рамазанов).

И снова Микешин: «Кто решится продать или подарить такую картину в порядочное семейство?»

Несмотря на забавную формулировку - это серьезный вопрос. Как жить художнику о полуфеодальной, полу капиталистической стране, если он не найдет покровителя и покупателя? Ведь «идейная молодежь»: студенты и курсистки - народ безденежный.

Но покупатель нашелся: потребителем продукции художников - бунтарей явился купец Третьяков.

Характерна эта фигура в русской поддевке, этот серьезный длиннобородый человек, заходивший без приглашения в мастерские художников и по - хозяйски перебиравший эскизы. Он разглядывал их долго и придирчиво, давал половинную цену, нехотя накидывал и покупал.

Так создавалась галерея Третьякова; подаренная им в 1 870 г. Москве. Третьяковская галерея - собрание лучших произведений русских художников XIX столетия.

Купец Третьяков покупал «Купеческие поминки» и «Приезд гувернантки в купеческий дом», где так беспощадно изображены тупые и темные самодуры.

Прижимистый хозяин и тонкий ценитель искусства, Третьяков был представителем, и лучшим, растущей крупной буржуазии, буржуазии не у власти, а потому либеральной, готовой посмеяться и над правительством и «ад купеческим «темным царством».

Крамской в ранней молодости работал ретушером у фотографа. Пейзажист Васильев служил почтальоном. Молодые художники были бедняками, разночинцами. Но победа их революционного, радикального искусства объективно была победой искусства растущей буржуазии.

В 1868 г. место распавшейся «Артели» заняло «Московское общество передвижных выставок». «Передвижки» путешествовали по России. Искусство пыталось демократизироваться. То был своеобразный вид «хождения в народ».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены