К черту Бруни! Художник - не классический поэт. Он критик общественных явлений. Время ли копировать (иностранных мастеров, когда рядом кипит пробуждающаяся жизнь?
«Артель» - коллектив, созданный ушедшими из Академии художниками, - Горячо откликнулась на все наболевшие вопросы современности.
«Неравный брак» Пукирева: священник благословляет «молодых»: надменного старика и прелестную заплаканную девушку. На эту сцену из группы гостей укоризненно смотрит человек, сочувствующий и осуждающий. Это «автор», резонер, - персонаж, характерный для молодых художников, верных завету Чернышевского: «Художественные произведения часто имеют значение приговора о явлениях жизни». Выпуклая парча, любовно выписанные кружева и атлас говорят о влиянии старой школы, школы пышного дворянского портрета. Но мягкость тканей в самой малой степени умеряет силу удара. По словам Репина, «Неравный брак» испортил много крови не одному старому /генералу.
Судьбе женщины посвящены несколько картин Перова и «Перед венцом» Журавлева.
Опасней другая тема: под черным, нахмуренным небом, на привале, только что умер молодой арестант, политический. Вокруг притихшие, подавленные ссыльные. Среди них - женщины, может быть, добровольно пошедшие за умершим. Агония кончилась. Сейчас начальник махнет рукой, и партия побредет дальше по размытой дороге.
Нам теперь трудно представить, сколько волнений и толков вызвала небольшая картина Якоби «Привал арестантов».
«Крамольные» художники задевают власть. Главным образом достается мелким ее представителям: стражникам, полицейским. Очень уж выразительны были «Славильщики» - городовые - талантливого сатирика Саламаткина.
«Вперед, без оглядки!» - девиз молодых художников. Они посягают на основу Российской империи - церковь. Неврев своим «Протодьяконским провозглашением» открывает портретную галерею «духовных» лиц, в конце которой высится мощный, перерастающий в эпос чревоугодник, - протодьякон Репина.
Жирный монах на «Чаепития в Мытищах», мертвецки пьяные священнослужители «Крестного хода» Перова вызвали бурю в реакционной критике:
«... Страшно за искусство, когда нравственная тина и подонки будничной жизни во всей их отвратительности лелеются новым поколениям художников» (Микешин).
«... Нельзя не пожалеть, что зрелые художники тратятся на такую пошлость» (проф. Рамазанов).
И снова Микешин: «Кто решится продать или подарить такую картину в порядочное семейство?»
Несмотря на забавную формулировку - это серьезный вопрос. Как жить художнику о полуфеодальной, полу капиталистической стране, если он не найдет покровителя и покупателя? Ведь «идейная молодежь»: студенты и курсистки - народ безденежный.
Но покупатель нашелся: потребителем продукции художников - бунтарей явился купец Третьяков.
Характерна эта фигура в русской поддевке, этот серьезный длиннобородый человек, заходивший без приглашения в мастерские художников и по - хозяйски перебиравший эскизы. Он разглядывал их долго и придирчиво, давал половинную цену, нехотя накидывал и покупал.
Так создавалась галерея Третьякова; подаренная им в 1 870 г. Москве. Третьяковская галерея - собрание лучших произведений русских художников XIX столетия.
Купец Третьяков покупал «Купеческие поминки» и «Приезд гувернантки в купеческий дом», где так беспощадно изображены тупые и темные самодуры.
Прижимистый хозяин и тонкий ценитель искусства, Третьяков был представителем, и лучшим, растущей крупной буржуазии, буржуазии не у власти, а потому либеральной, готовой посмеяться и над правительством и «ад купеческим «темным царством».
Крамской в ранней молодости работал ретушером у фотографа. Пейзажист Васильев служил почтальоном. Молодые художники были бедняками, разночинцами. Но победа их революционного, радикального искусства объективно была победой искусства растущей буржуазии.
В 1868 г. место распавшейся «Артели» заняло «Московское общество передвижных выставок». «Передвижки» путешествовали по России. Искусство пыталось демократизироваться. То был своеобразный вид «хождения в народ».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.