Передвижники

Ю Нейман| опубликовано в номере №259, июль 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Передвижные выставки» доли название течению. Молодых художников стали называть передвижниками.

Передвижники 60 - х, 70 - х годов - идейные натуралисты. В своих картинах они «проводят идею», т. е. разрешают социально - политический или психологический вопрос, пользуясь материалом, взятым с натуры: природой и бытом.

Рассмотрите внимательно любую картину 60 - х годов, хотя бы «Выход из церкви» Морозова. Каждый предмет, каждая деталь этой картины окрашены своим, независимым от других цветом. Картина пестра. У нее нет общего тона, общего колорита. Каждый предмет отграничен от целого. Любое яблоко с прилавка можно снять, отделить. Картина как бы распадается на части.

Этот технический прием обусловлен мироощущением «передвижников». Они механические материалисты. Мир для них - собрание отдельных, органически не связанных предметов и явлений. Им незнакома диалектика.

Отсюда некоторая поверхностность. Остро ощущая противоречия окружающего, ранние «передвижники» не умеют их обобщить, выявить и подчеркнуть их общеисторическое значение. «Семейный раздел» Максимова - для нас легкая жанровая картина. Мы видим крестьян, делящих какой - то домашний скарб. Между тем здесь затронут серьезный вопрос о неуклонном обнищании крестьянства. Художник, рабски следуя «натуре», не су - мел показать глубины изображаемого.

Неуменье углубить и обобщить - органический порок натуралистов, подчиняющихся предмету изображения.

Время было суровое. На «вечеринках» «артели» читались вслух научные статьи. Легкие развлечения считались предосудительными.

С легкой руки критика Писарева, «развенчавшего» поэзию, упраздняли специфику искусства. Превыше всего стояла логика: эмоциональное воздействие исключалось, его причисляли к «технике». Технику же следовало презирать как франтовство. Известно, что шестидесятники щеголяли небрежностью одежды. Говоря нашим языком, это был перегиб.

В живописи «передвижников» этот перегиб сказался в тусклой суровости красок и болезненной боязни эффектов.

У Перова есть рассказ и картина, построенные на одном материале.

В рассказе: «Это был труп молодой исхудалой женщины. Я взглянул на нее и чуть не вскрикнул: «Да это Фанни!» И действительно, это была она, со своими темно-красными волосами».

На картине «Утопленница» - труп молодой женщины.

Но красных волос нет.

Эта деталь показалась художнику слишком «броской».

Дурные последствия «перегиба» сказались позже в творчестве Ярошенко, Богданова - Бельского и многих других. Их интересные по теме картины испорчены сознательным пренебрежением к технике.

И все же художник Александр Бенуа, идеологически чуждый, даже враждебный «передвижникам», восклицает:

«Когда, бывало, осмотрев вялую и меленую академическую выставку, мы затем отправлялись к передвижникам, «ас всякий раз охватывало удивительно отрадное чувство. Казалось, что мы из смрадной и душной казармы вышли прямо за город, в деревню, на свежий воздух, к народу». В 70 - х годах революционная волна спадает. Усиливаются правительственные репрессии. В соответствии с этим меняется тематика некоторых «передвижников». Показательна эволюция Перова: от «Крестного хода» он переходит к «Тройке» и «Похоронам крестьянина», вещам не агитационным, но все же социально насыщенным. Постепенно социальная нота в его творчестве становится глуше, подконец совсем замирает. «Рыболов» и «Охотники на привале» - это уже мирные, вполне «приятные» жанровые картины.

Для реакционных восьмидесятых годов симптоматичен успех Владимира Маковского. Его картины, порой сентиментальные, чаще забавные и неизменно пошлые, - образчик эпигонства, сумевшего измельчить большое, серьезное течение.

Маковский - любимец обывателя.

На фоне его чистеньких, самодовольных картинок несомненную ценность приобретают небрежно написанный «Заключенный» Ярошенко и угольно - черные работы Касаткина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены