Рассказывает Н. Каманин, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза
ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД ЧЕЛОВЕК ВПЕРВЫЕ ПРОНИК В КОСМОС. ЭТО БЫЛ СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК - МАЙОР ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН. ЕГО ПОДВИГ, СТАВШИЙ ВОПЛОЩЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА СОВЕТСКОЙ НАУКИ, СОВЕТСКОГО НАРОДА В ДЕЛЕ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА, ЕЖЕГОДНО ОТМЕЧАЕТСЯ КАК ВСЕНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. В ЭТОМ ГОДУ В КАНУН ДНЯ КОСМОНАВТИКИ СОВЕРШЕН ЕЩЕ ОДИН ВЫДАЮЩИЙСЯ ШАГ. ВПЕРВЫЕ ЧЕЛОВЕК ШАГНУЛ ЗА ПРЕДЕЛЫ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ, УЖЕ НЕ ФИГУРАЛЬНО, А БУКВАЛЬНО ВЫШЕЛ В КОСМОС. И ЭТО БЫЛ СНОВА СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК. ПОЛКОВНИК ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ БЕЛЯЕВ И ПОДПОЛКОВНИК АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ ЛЕОНОВ ЕЩЕ РАЗ ДОКАЗАЛИ ПЕРВЕНСТВО СОВЕТСКОЙ НАУКИ В ОВЛАДЕНИИ КОСМИЧЕСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ.
СЕГОДНЯ ЖУРНАЛ «СМЕНА» РАССКАЗЫВАЕТ СВОИМ ЧИТАТЕЛЯМ О ЛЮДЯХ, СТОЯЩИХ НА СТАРТЕ КОСМИЧЕСКИХ ТРАСС. ИХ МНОГО, ЭТИХ МОЛОДЫХ И ЧУТЬ-ЧУТЬ БЕСШАБАШНЫХ РЕБЯТ, В ПОСЛУЖНОМ СПИСКЕ КОТОРЫХ ЗНАЧИТСЯ: ПРОФЕССИЯ - ИСПЫТАТЕЛЬ.
ЗДЕСЬ НЕ НАЗЫВАЮТСЯ ИХ НАСТОЯЩИЕ ИМЕНА.
НЕ НАЗВАНЫ ЗДЕСЬ И ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ. ЭТО ВРАЧИ И ИНЖЕНЕРЫ, БИОЛОГИ И ФИЗИКИ...
МОЖЕТ БЫТЬ, НИКОМУ ИЗ ЭТИХ УЧЕНЫХ И ИСПЫТАТЕЛЕЙ НЕ ПРИДЕТСЯ ЛЕТАТЬ В КОСМОС. НО В ИСТОРИИ НАУКИ НАВСЕГДА ОСТАНУТСЯ ИМЕНА ЕЕ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ.
Обычная пропускная процедура. Затем я вхожу в огромный парк, огороженный длиннющим, кажется, нигде не кончающимся забором. Среди елей современное белокаменное здание. Мне сюда, на второй этаж. Десять часов утра. - Заходите, - говорит полковник, когда я открываю дверь его кабинета. Пауза, обычная при встрече незнакомых людей. Полковник поправляет свои очки в золотой оправе.
- С чего бы вам начать! Пожалуй, прежде всего надо представить хоть в какой-то степени объем работы, проделанной испытателями.
Я тщательно записываю слова полковника.
- Еще недавно, несколько лет назад, проблемы полета человека в космос были невспаханной целиной, - продолжает полковник. - Простой вопрос: как напиться в состоянии невесомости! Не улетит ли от космонавта водяная капля! Кажется, мелочь. Но из тысяч и тысяч таких «мелочей», собственно говоря, и складывалось наше представление о способности человека находиться в космическом пространстве... Знаете, вам, пожалуй, для начала надо посмотреть наши фильмы.
Через несколько минут, усевшись в кресло, я остаюсь один на один с экраном. Гаснет свет.
Самолет мчится вниз. Потом - горка. Испытателя поднимает над креслом. Он плывет, нелепо разгребая руками.
Крупным планом - на весь экран - мишень. Испытатель подплывает к ней, старается ткнуть указкой в «десятку». Удар приходится в правый верхний угол - туда, где на часах единица.
Голос диктора: «Эксперимент представляет значительный интерес. Он дает ряд ответов на вопросы, связанные с размещением рычагов, тумблеров и кнопок управления в кабине космического корабля...»
Сменяется кадр.
Крошечная камера. Испытатель в кресле. Со всех сторон на него направлены динамики. Скрежет, треск, визг. Стучат молоты о наковальни. Наверное, тысячи молотов о тысячи наковален. Счетчик уровня шумов показывает 120 децибел.
Аэродром. Готовый к взлету вертолет. Счетчик уровня шумов фиксирует: девяносто.
И опять камера. Все тот же грохот. Испытатель работает, склонившись над столом. По циферблату часов бежит стрелка. Круг за кругом. Испытатель продолжает работать.
Еще раз сменяется кадр.
Теперь на экране бассейн.
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.