Рассказывает Н. Каманин, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза
ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД ЧЕЛОВЕК ВПЕРВЫЕ ПРОНИК В КОСМОС. ЭТО БЫЛ СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК - МАЙОР ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН. ЕГО ПОДВИГ, СТАВШИЙ ВОПЛОЩЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА СОВЕТСКОЙ НАУКИ, СОВЕТСКОГО НАРОДА В ДЕЛЕ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА, ЕЖЕГОДНО ОТМЕЧАЕТСЯ КАК ВСЕНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. В ЭТОМ ГОДУ В КАНУН ДНЯ КОСМОНАВТИКИ СОВЕРШЕН ЕЩЕ ОДИН ВЫДАЮЩИЙСЯ ШАГ. ВПЕРВЫЕ ЧЕЛОВЕК ШАГНУЛ ЗА ПРЕДЕЛЫ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ, УЖЕ НЕ ФИГУРАЛЬНО, А БУКВАЛЬНО ВЫШЕЛ В КОСМОС. И ЭТО БЫЛ СНОВА СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК. ПОЛКОВНИК ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ БЕЛЯЕВ И ПОДПОЛКОВНИК АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ ЛЕОНОВ ЕЩЕ РАЗ ДОКАЗАЛИ ПЕРВЕНСТВО СОВЕТСКОЙ НАУКИ В ОВЛАДЕНИИ КОСМИЧЕСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ.
СЕГОДНЯ ЖУРНАЛ «СМЕНА» РАССКАЗЫВАЕТ СВОИМ ЧИТАТЕЛЯМ О ЛЮДЯХ, СТОЯЩИХ НА СТАРТЕ КОСМИЧЕСКИХ ТРАСС. ИХ МНОГО, ЭТИХ МОЛОДЫХ И ЧУТЬ-ЧУТЬ БЕСШАБАШНЫХ РЕБЯТ, В ПОСЛУЖНОМ СПИСКЕ КОТОРЫХ ЗНАЧИТСЯ: ПРОФЕССИЯ - ИСПЫТАТЕЛЬ.
ЗДЕСЬ НЕ НАЗЫВАЮТСЯ ИХ НАСТОЯЩИЕ ИМЕНА.
НЕ НАЗВАНЫ ЗДЕСЬ И ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ. ЭТО ВРАЧИ И ИНЖЕНЕРЫ, БИОЛОГИ И ФИЗИКИ...
МОЖЕТ БЫТЬ, НИКОМУ ИЗ ЭТИХ УЧЕНЫХ И ИСПЫТАТЕЛЕЙ НЕ ПРИДЕТСЯ ЛЕТАТЬ В КОСМОС. НО В ИСТОРИИ НАУКИ НАВСЕГДА ОСТАНУТСЯ ИМЕНА ЕЕ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ.
Обычная пропускная процедура. Затем я вхожу в огромный парк, огороженный длиннющим, кажется, нигде не кончающимся забором. Среди елей современное белокаменное здание. Мне сюда, на второй этаж. Десять часов утра. - Заходите, - говорит полковник, когда я открываю дверь его кабинета. Пауза, обычная при встрече незнакомых людей. Полковник поправляет свои очки в золотой оправе.
- С чего бы вам начать! Пожалуй, прежде всего надо представить хоть в какой-то степени объем работы, проделанной испытателями.
Я тщательно записываю слова полковника.
- Еще недавно, несколько лет назад, проблемы полета человека в космос были невспаханной целиной, - продолжает полковник. - Простой вопрос: как напиться в состоянии невесомости! Не улетит ли от космонавта водяная капля! Кажется, мелочь. Но из тысяч и тысяч таких «мелочей», собственно говоря, и складывалось наше представление о способности человека находиться в космическом пространстве... Знаете, вам, пожалуй, для начала надо посмотреть наши фильмы.
Через несколько минут, усевшись в кресло, я остаюсь один на один с экраном. Гаснет свет.
Самолет мчится вниз. Потом - горка. Испытателя поднимает над креслом. Он плывет, нелепо разгребая руками.
Крупным планом - на весь экран - мишень. Испытатель подплывает к ней, старается ткнуть указкой в «десятку». Удар приходится в правый верхний угол - туда, где на часах единица.
Голос диктора: «Эксперимент представляет значительный интерес. Он дает ряд ответов на вопросы, связанные с размещением рычагов, тумблеров и кнопок управления в кабине космического корабля...»
Сменяется кадр.
Крошечная камера. Испытатель в кресле. Со всех сторон на него направлены динамики. Скрежет, треск, визг. Стучат молоты о наковальни. Наверное, тысячи молотов о тысячи наковален. Счетчик уровня шумов показывает 120 децибел.
Аэродром. Готовый к взлету вертолет. Счетчик уровня шумов фиксирует: девяносто.
И опять камера. Все тот же грохот. Испытатель работает, склонившись над столом. По циферблату часов бежит стрелка. Круг за кругом. Испытатель продолжает работать.
Еще раз сменяется кадр.
Теперь на экране бассейн.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.