Педагогический отряд: место формирования – завод

  • В закладки
  • Вставить в блог

Очередной блок материалов нашей постоянной рубрики «Первичная организация: слово и дело» посвящен сегодня деятельности комсомольских педагогических отрядов. Прежде чем вы, дорогие читатели, познакомитесь с самими материалами, хотелось бы напомнить вам очень старую и очень простую притчу. Шел однажды человек по белу свету и увидел сидящего на земле и горько плачущего мальчугана, обиженного кем-то. Замедлил шаг прохожий – и малыш встал ему навстречу; улыбнулся прохожий – и в один миг высохли слезы на глазах малыша; прохожий положил ему руку на плечо – и дальше они пошли вместе. Так взрослый человек и маленький человек, почувствовав доверие друг к другу, стали друзьями.

Не этот ли обыденный пример соучастия одного человека в судьбе другого можно назвать первым педагогическим приемом? Ведь притче уже многие сотни лет, а смысл ее с течением времени не только не утратил своего значения, а, пожалуй, обрел новую глубину, новые краски. По праву старших, более опытных и знающих людей, взрослые учат, подсказывают подростку, как ему найти свой путь в жизни, помогают сделать первые, самые трудные шаги. Родители, школьный учитель, тренер в спортивном обществе, рабочий-наставник в заводском цехе – всех этих людей в полной мере можно назвать старшими друзьями юного взрослеющего человека. В последние годы к ним прибавилась еще одна категория воспитателей – члены комсомольских педагогических отрядов, «ребячьи комиссары», бескорыстно преданные делу воспитания детей и подростков, смело утверждающие новые формы работы с учащимися в школе и вне школы. Их деятельность высоко оценил и поддержал только что прошедший XIX съезд ВЛКСМ.

Об их работе, о проблемах и задачах, которые ставит сегодня время перед комсомольскими активистами, призванными заниматься внешкольной педагогикой, о специфике и трудностях работы с подростками во внеурочное время и идет речь в материалах нашего очередного блока.

Ребячьи комиссары

Секретарь ЦК ВЛКСМ Людмила Швецова отвечает на вопросы «Смены»

— Людмила Ивановна, в дальнейшем усилении работы комсомола по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения важную роль, как указал XIX съезд ВЛКСМ, призваны сыграть комсомольские педагогические отряды. Каковы сегодня перспективы развития этого движения?

— Действительно, съезд дал высокую оценку работе педотрядов, отметил массовый характер их деятельности. Сегодня они объединяют два миллиона юношей и девушек – добровольных помощников школы и профтехучилищ в деле воспитания учащихся. Сделано ими уже немало. Прежде всего своим личным примером комсомольцы-производственники воспитывают у ребят лучшие качества советской молодежи: классовое сознание, добросовестное отношение к труду, организованность и дисциплинированность, патриотизм. Благодаря им, молодым общественникам, в последние годы значительно расширилась сеть кружков и объединений по интересам. Миллионы подростков занимаются в свободное время полезным как для себя, так и для общества делом.

Это итоги, положительные моменты в деятельности педотрядов.

Что волнует нас сегодня, о чем шел серьезный разговор на съезде, делегатами которого были, кстати, около 50 командиров комсомольских педотрядов?

Главное – это закрепить достигнутое. И добиваться, чтобы педотряд действовал в каждой школе, в каждом профучилище, в детском доме, в каждом микрорайоне.

— А каково реальное положение сегодня?

— К сожалению, положение не может удовлетворить. Я уже говорила, что членов педотрядов у нас 2 миллиона человек. Они объединены в 70 тысяч отрядов. А школ в стране 134 тысячи. Видите, эти цифры говорят о том, что пока далеко не в каждой школе есть педотряд. Это проблема номер один.

Вторая проблема: надо стремиться к тому, чтобы каждый новый педотряд создавался с учетом удовлетворения самых разносторонних запросов ребят. Речь идет о том, чтобы в составе отряда были рабочие и студенты, воины и спортсмены, представители научной и творческой интеллигенции.

Как это осуществить практически? Не так. уж сложно. Надо, чтобы в рамках города произошло некоторое перераспределение закрепленных шефствующих организаций, то есть, чтобы вместе с заводом над школой шефствовали творческая организация, воинская часть или научный коллектив. Базовой организацией при этом может оставаться завод с его богатыми рабочими традициями, с его вожатыми-производственниками. Тогда на молодую творческую интеллигенцию ляжет задача создать в школе кружки художественной самодеятельности, воины части помогут сформировать военно-патриотический клуб, спортивные общества дадут руководителей спортивных секций.

Третье: педотряды в какой-то мере позволяют нам снивелировать недостаток мужского влияния в школах, где учителя в основном женщины. В то нее время в составе отдельных педотрядов 80 – 90 процентов – девушки, причем более половины из них в возрасте 17 – 19 лет. XIX съезд комсомола, подчеркнув необходимость направлять для учебы в педагогические вузы юношей, отметил, что комсомольские путевки необходимо вручать прежде всего тем, кто проявил себя, работая в педотряде.

— Комплексные педотряды, о которых вы говорили выше, уже созданы где-нибудь?

— Конечно. В Ростове, например. они работают давно. Недаром IV пленум ЦК ВЛКСМ, состоявшийся в мае 1979 года, рекомендовал широко распространять опыт ростовчан. Другое дело» что эту комплексность не везде можно обеспечить. Например, в селе. Там свой особенности. Однако мы не найдем сегодня такого села, в котором не было бы специалистов, демобилизованных воинов, спортсменов-разрядников, участников художественной самодеятельности. Вот их в первую очередь и необходимо привлекать к работе в школах и профтехучилищах. Главное, чтобы это были люди с педагогической жилкой, способные увлечь за собой ребят…

Еще одна проблема, о которой нельзя не упомянуть, – это контакты педотрядов с родительской общественностью. К сожалению, такие контакты пока еще очень и очень редки. А ведь многие молодые родители могли бы и сами успешно работать в составе педотрядов. И пользу принесли бы, безусловно, очень большую. Мало мы используем педагогические возможности тех ребят, которые только окончили школу. Ведь они живут в данном районе, окончили именно эту школу, тянутся к ней. Им не нужно «входить» в педагогический коллектив. Они его знают. Знают и традиции школы и проблемы микрорайона. Зачастую являются старшими братьями и сестрами учащихся и вполне могут работать в пионерских классах.

— Людмила Ивановна, как мы говорили, две трети членов комсомольских педагогических отрядов – это молодые рабочие, специалисты, колхозники, воины, то есть люди, далекие от педагогики. Но сегодня без знаний хотя бы основ педагогики, психологии подростка, теории и методики комсомольской и пионерской работы трудно заниматься воспитанием ребят. Как же помочь общественникам овладеть так называемой «рабочей педагогикой»?

— Да, действительно, от того, насколько умело организована учеба членов комсомольских педагогических отрядов, во многом зависит развитие движения. В помощь организаторам учебы ЦК ВЛКСМ разработал «Примерную программу городской, районной школы членов комсомольских педагогических отрядов». Ежегодно проводится Всесоюзный семинар-совещание активистов движения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены