Давным-давно маленькая грузинская девочка спела песню об оранжевом море, оранжевом небе, оранжевом верблюде...
Один мудрый человек заметил, что в Грузии дети сначала учатся петь, а лишь потом разговаривать. Может быть, это и не правило для всех, но к Ирме Сохадзе оно подходит полностью. Петь начала лет с двух и. конечно, этого не помнит. Но мама рассказывает, что с самого начала малышка не мурлыкала свое, детское, а на равных участвовала в семейном ансамбле, состоящем из папы, мамы и брата. Это и стало для Ирмы первым признанием ее способностей. Ведь в Грузии к таким ансамблям относятся очень серьезно, ради развлечения или из жалости туда не возьмут – нельзя портить песню.
В пять лет – первый дебют. Ирма помнит, что была в ярко-оранжевом платье и любимых красивых туфельках. Помнит, что дядя, к которому они с мамой подошли, не слишком-то обрадовался их появлению:
– И что же вы хотите, устроить девочку на телевидение?
Режиссер, видимо, знал, что каждая мама в своем ребенке видит будущую гениальность. Но он был добрым режиссером. За долгую свою работу понял, что вина взрослых в том, что эта самая гениальность куда-то у детей теряется. Он, тогда не высказывая большой охоты, спросил у мамы Ирмы:
– Что будем петь?
Уже через несколько дней телезрители республиканской программы увидели на экранах очаровательную девочку, исполнявшую одну итальянскую и одну грузинскую песню.
С этого все и началось.
...Константин Певзнер, руководитель известного оркестра «Рэро», грустил. Были прекрасные стихи Аркадия Арканова и Григория Горина, музыка была, аранжировка... Не было исполнителя, который бы спел песню серьезно. Какой взрослый серьезно сможет пропеть: «Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая мама, оранжевый верблюд»?
И когда руководителю оркестра стало совсем грустно, он вспомнил о той очаровательной девчушке с телевидения. К этому времени Ирма уже училась во втором классе – для песни вполне зрелый возраст.
«Оранжевая песня» стала первой серьезной работой. С ней пришла к Ирме популярность, не меньшая, чем у взрослых артистов. Ее даже вместе с оркестром в Париж пригласили. Зрители концертного зала «Олимпия», повидавшие на своем веку такое количество эстрадных звезд, что некоторым астрономам не снилось, аплодировали малышке с черными кудряшками, не жалея ладоней. Ну, совсем, как ее одноклассники на школьном вечере. Ирма пела по-грузински – ее понимали. по-русски – тоже понимали, спела даже по-французски... Специально для концертов в «Олимпии» была разучена песня Энрико Масиаса Дети всего мира». Потом, после отъезда «Рэро» из Франции мелодия долго еще звучала в эфире.
Всесоюзному слушателю Ирма Сохадзе стала известной после дебюта в популярной воскресной радиопередаче «С добрым утром». Конечно же, спела она там «Оранжевую песню». Прошли годы, нет-нет да и звучит эта песня по радио. Ее исполнение маленькой Ирмой не надоедает. Такая вот удивительная песенка, такая вот удивительная певица.
После радио – телевидение. Снялась в фильме «Маленькая песня». Надо сказать, что Ирма в это время не только пела, гастролировала и снималась, но, как все ее ровесники, училась в школе.
Хорошо училась, получала пятерки отнюдь не из-за того, что в Грузии все учителя любят песни. Знания хорошими были.
После школы Ирма поступила в консерваторию. На общих основаниях. Единственное исключение, которое было сделано для нее, – разрешили учиться сразу на двух отделениях, фортепьянном и музыковедческом. Многие удивлялись: фортепьяно – это понятно, но музыковедение... А удивляться, собственно, было нечему. Ирма хотела не только петь хорошо, красиво, профессионально, не только в совершенстве владеть музыкальными инструментами, но и понять самую суть музыки. Понять и сформулировать ее для себя. А за нотными значками видеть человека, который так их расставил...
В 1975 году в консерватории появился новый вокальный квартет «Тбилиси». Реваз Асатиани, Ираклий Николаишвили, Вахтанг Ревия и Ирма Сохадзе учились вместе и пели вместе. «Экспериментаторы», – говорили о них в консерватории с доброй улыбкой и с уважением. В этом квартете у Ирмы произошло много событий. Пришло первое взрослое признание. Их маленький коллектив с успехом выступал в разных городах нашей страны, побывал почти во всех социалистических странах, ему аплодировали в крупнейших залах Англии. ФРГ. Японии. Дании. О них много писали, ими восхищались. Это было приятно. А кроме того, в «Тбилиси» Ирма обрела личное счастье. Они с Ревазом Асатиани полюбили друг друга, стали одной семьей, теперь воспитывают маленькую дочку.
Три года назад Ирма окончила консерваторию. Так уж получилось, что работать она начала в... музыкальной редакции грузинского телевидения, куда много лет назад приводила ее мама. «В первые дни, – рассказывает Ирма. – мне все казалось, что раскроется дверь и произойдет какое-нибудь чудо...»
В музыке, как в науке, новое рождается на стыках уже известного. В год, когда Ирма окончила консерваторию, в Тбилиси проводился Всесоюзный джазовый фестиваль. На нем огромной популярностью пользовалось знаменитое трио азербайджанского композитора Вагифа Мустафызаде. Трио во время концерта долго не отпускали со сцены – азербайджанские мугамы. талантливо аранжированные и прекрасно исполненные, не могли не понравиться знатокам музыки. Но вот вместе с азербайджанским трио – на сцене Ирма Сохадзе.
Те, кто был на том концерте, рассказывают, что эффект от соединения азербайджанской инструментальной музыки и традиционных мотивов грузинской песенной школы был необыкновенным. Это выступление еще раз подтвердило для самой Ирмы, что путь, который она выбрала вместе со своими друзьями из «Тбилиси», верный.
– Творческий человек не может не опираться на традиции своего народа. Разговоры, которые сейчас часто можно услышать, о том, что эстрадные мелодии надо приблизить к народным истокам и прочее, меня немного раздражают. Стилизация народных песен и восприятие традиций – это совершенно разные вещи. Просты и доступны песни Нани Брегвадзе и Вахтанга Кикабидзе. Но эта простота в сочетании с их яркой индивидуальностью опирается на огромные многовековые народные корни. Не важно, поют ли они грузинские песни или старинные романсы. Задача настоящего певца-художника – не подделываться под народные мелодии, а прочувствовать их основу.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.