Педагогический отряд: место формирования – завод

  • В закладки
  • Вставить в блог

Представляет интерес практика организации методических бригад в Узбекистане, университетов педагогических знаний при пединститутах на Сахалине, в Кемерове и Тюмени, методических центров при дворцах и домах пионеров в Московской и Амурской областях. В Ворошиловградской, Омской, Пермской областях проводятся лагерные сборы.

Все эти формы, безусловно, заслуживают поддержки и распространения. И все-таки самым первым источником знания для каждого педотрядовца должно быть самообразование. Надо обязательно читать произведения Макаренко, Сухомлинского, чтобы самому войти в круг педагогических проблем. Ведь, скажем, «Педагогическая поэма» может не просто вызвать интересные мысли, но и подсказать какие-то конкретные шаги, и, если хотите, вдохновить на работу с детьми. Совсем не обязательно штудировать толстые научные труды, но надо регулярно читать статьи по проблемам воспитания, которые печатаются в периодике.

— Хотелось бы, чтобы вы рассказали, какое место в сложной проблеме занимают вопросы создания педотрядам необходимых условий для их работы с детьми и подростками. Я имею в виду, с одной стороны, обеспечение кружков и спортивных секций, которыми руководят энтузиасты-общественники, необходимыми материалами и инвентарем, а с другой – формирование соответствующего микроклимата в педколлективах, их заинтересованности в контактах педотрядовцев с пионерами и школьниками.

— К сожалению, не всегда в школах правильно понимают эти вопросы. Есть факты невнимательного, незаинтересованного отношения органов народного, профессионально-технического образования, педколлективов к развитию движения педотрядов, созданию необходимых условий для их деятельности.

Министерство просвещения СССР придает важное значение участию молодой общественности в воспитательной работе с детьми и подростками, дальнейшему развитию комсомольских педагогических отрядов. В мае 1980 года принято решение «О задачах органов народного образования и школ по оказанию содействия движению комсомольских педагогических отрядов». А в специальном письме Минпроса СССР четко оговариваются функции в этом общественном деле директора школы, классного руководителя, учителя-предметника, а также работников внешкольных учреждений. Аналогичное письмо в адрес органов профтехобразования было направлено Госпрофобром СССР.

Через органы народного и профессионально-технического образования необходимо решать и такие вопросы, как выделение для педотрядов помещений, создание в школах и училищах консультационных пунктов, оформление методических уголков, а также привлечение актива педотрядов к работе в составе педсоветов.

Хочу особо подчеркнуть: чрезвычайно важно, чтобы комитеты комсомола постоянно проявляли заботу об авторитете членов педотрядов в их производственных коллективах, всячески поддерживали их, чтобы работа в педотряде была всюду возведена в ранг одного из самых важных и ответственных комсомольских поручений.

Вел беседу Борис Данюшевский.

Дай опереться на крыло

Записки командира комсомольского педагогического отряда

Их пока только двадцать три. Двадцать три человека, удостоенных в нашей стране Знака А.П.Гайдара. Вручается эта высокая награда ЦК ВЛКСМ за выдающиеся успехи в деле воспитания подрастающего поколения. Среди награжденных – Маршал Советского Союза И. Баграмяв, писатель А. Алексин, режиссер Н. Сац. Отмечена Знаком А. П. Гайдара и педагогическая деятельность рабочего курского завода «Счетмаш» Геннадия Еременко. Несколько лет руководит он авиамодельным кружком в подшефной школе. Подростки, члены его кружка, за это время не только научились поднимать в небо свои модели самолетов, но и прошли прекрасную школу становления характера. В цехе, где Геннадий работает, его ценят как хорошего регулировщика, а в школе учителя считают своим коллегой, педагогом. Три года назад Геннадий Еременко возглавил педагогический отряд комсомольцев завода. И тогда же появились первые записи в его дневнике, отрывки из которых мы публикуем в этом блоке.

Эти записи я решил вести совсем недавно. С того времени, как на нашем заводе был создан педагогический отряд «Пламя». Результаты его работы пока оценивать трудно. Вот пройдет года три-четыре, выйдут ребятишки наши в самостоятельную жизнь, тогда и можно будет судить, каких людей мы вырастили. В чем ошибались, что из опыта сегодняшнего пригодится в будущем. Наверное, я и сам еще не раз буду переосмысливать то, что сегодня кажется аксиомой.

...В воскресенье мне нужно быть в школе в десять утра. Младший сын, Женька, моделей еще не строит и потому остается дома с мамой, а старший, Олежка, уже всерьез заболел авиамоделизмом, и я беру его с собой. Хорошо, жена терпеливо переносит мое бесконечное отсутствие дома – ведь кружок у меня не только по воскресеньям, но еще и по понедельникам, средам, пятницам. На этот раз мы с Олегом пришли первыми. Не торопясь, открываем лабораторию – маленькую комнату на первом этаже школы. (Кружок мы назвали авиамодельной лабораторией не ради красного словца. Лаборатория – значит не простое копирование по готовым чертежам, а и анализ летных достоинств модели, изучение аэродинамических характеристик, расчеты. Мальчишкам это нравится. Даже тем, кто математику терпеть не может и получает по ней хилые тройки.) Вот наконец приходят и мои «авиаконструкторы» – совсем малыши, в третьем классе учатся. За ними появляются в дверях и старшие ребята.

Без шума и долгих разговоров каждый берется за дело. Эдик Мазур – он «ветеран» кружка, учится уже в ПТУ, а увлечение свое не бросает – красит скоростную модель, над которой бился несколько месяцев. Девятиклассник Сережа Солянин мастерит самолет для воздушного боя. Леша Пучков заканчивает обклейку «летающего крыла» – интересно, как модель поведет себя в полете. У Игоря Раманаускаса закончен махолет, и вся лаборатория идет в коридор смотреть на испытание летательного аппарата необычной конструкции. Махолет почему-то лететь не хочет, клюет носом, и мы общими усилиями, выслушивая даже советы волейболистов, на минуту выскочивших из спортзала, пытаемся найти причину каприза.

— Может, крыло неверно рассчитали?..

— А вы попробуйте резину потолще натянуть...

— Бумагу для обклейки не ту взял, – слышатся со всех сторон предложения. Наконец все смотрят на меня и ждут, когда я выскажу свое мнение. Я не тороплюсь, хотя сразу понял, что обклейку крыльев Игорю придется поменять, мне гораздо важнее, чтобы ребята сами научились отыскивать истину.

Когда меня спрашивают, хочу ли я, чтобы мои ребята стали летчиками, авиационными специалистами, я всегда отвечаю: «Что за вопрос, конечно, хочу!» Хочу, чтобы у них осуществилась мечта о небе, которая не осуществилась у меня... Но еще больше мне хочется, чтобы эти ершистые, задиристые, упрямые, толковые мальчишки стали людьми. Добрыми. Трудолюбивыми. Честными. Настоящими людьми.

...А начинался наш кружок так. Летом 1978 года вызвал меня к себе тогдашний заместитель секретаря заводского комитета комсомола Сережа Чаплыгин и сказал: «Есть у нас мысль создать в пятнадцатой школе педагогический отряд. Хотим тебя рекомендовать командиром. Так что ты подумай». О комсомольских педотрядах я тогда уже кое-что слышал и в душе их идею поддерживал: не в скромном одиночестве можно будет работать, отряд – это ведь целый коллектив единомышленников. Подумал я над предложением комитета и... согласился.

Помню хорошо самый первый разговор с директором подшефной заводу школы. Эмма Ивановна Кулинча сначала о школе рассказала. О том, что ребята у нее на продленном дне и что среди них очень много с ранеными судьбами. Это значит, что в семье либо вообще нет отца, либо он пьяница. Ранен и тот ребенок, у кого со взрослыми разлад, кто! старшим не верит. Мальчишка на учете в инспекции по делам несовершеннолетних состоит за какой-то грех – и у него судьба раненая. Таких, кстати, тогда в школе было пятнадцать человек. На беседы, уговоры, наказания они уже не реагировали. Единственное, пожалуй, что может их как-то отвлечь от хулиганства, сказала тогда директор, – это занятия в техническом кружке. В школе в основном женщины преподают, мальчишки в семьях растут без мужского влияния, поэтому очень хорошо, что вы пришли, закончила тогда улыбкой наш разговор Эмма Ивановна.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены