Павел Железнов

Г Ленобль| опубликовано в номере №270, июнь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тропа былого поросла травой.

Тебе уж будет слово «вор» казаться

Таким же странным, как «городовой».

Расти, сынок, расти большим и мудрым.

Тебе и не привидится во сне,

Что наяву пришлось увидеть мне.

Ты начал жизнь весенним, ясным утром

В счастливой, солнцем залитой стране».

Железнов снова пишет о прошлом. Но сколько отцов, прочитав эти строки Железнова, разделяют его раздумья над колыбелью сына, признают его чувства понятными и близкими себе, своими?! Им, может, не придется рассказывать своим детям о ночевках на улице, о беспризорничестве, но у многих ли было лучше их собственное детство? Они служили «мальчиками» на капиталистических фабриках, они батрачили у помещиков и кулаков, их исправно били хозяева и отцы, и они исправно голодали. Сравнивая свою судьбу и судьбу своих детей, «начавших жизнь весенним, ясным утром в счастливой, солнцем залитой стране», они смело могут повторить горькие и радостные слова Павла Железнова.

Стихотворение «Сыну» - важный шаг в творческом развитии Железнова. Тюрьма и «дно» - для поэта уже не просто «клеймо», отличающее вора от других людей: одновременно тюрьма и «дно» становятся для поэта и символом старой России, символом того, что исковеркало не только его юность, но и юность многих его, товарищей, символом того, что враждебно не только ему, но и всем гражданам Советской страны.

А это означает, что в творчестве Железнова мотивы «блатной» экзотики (прельщавшие иных читателей в книжке «От «пера» к перу») отступают перед чувствованиями, мыслями и страстью подлинно советского поэта, который не противопоставляет себя людям своей родины, а живет одной жизнью с ними, теми же волнениями и теми же радостями.

Павел Железнов - покамест подмастерье поэтического цеха.

Удачные строчки частенько перемежаются в его стихах с неудачными. Иногда он прибегает к вычурным, надуманным сравнениям (вроде: «весенних сумерек сезонное пальто набросил город на продрогнувшие плечи»). Нередко попадаются у него штампы (например: «расцвет нэпа»). Несколько однообразны ритмические интонации.

Достоинство и сила лучших стихов Железнова в безусловной серьезности содержания к подкупающей их искренности. И лучше всего эти железновские качества доходят до читателя, когда они выражены прямо и просто:

«Пусть старые папаши и мамаши

Рассказывают сказки детворе,

Мне хочется, чтоб знали дети наши

И уважали муки матерей».

Эту линию простого, глубоко-эмоционального стиха Железнову, нам кажется, и следует продолжать, но он должен при этом добиваться полноценности и оправданности каждого слова, он должен добиваться той трудно достающейся простоты (не примитивизма!), внутренний смысл которой в большой значимости мыслей и чувств, передаваемых поэтом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены