Тропа былого поросла травой.
Тебе уж будет слово «вор» казаться
Таким же странным, как «городовой».
Расти, сынок, расти большим и мудрым.
Тебе и не привидится во сне,
Что наяву пришлось увидеть мне.
Ты начал жизнь весенним, ясным утром
В счастливой, солнцем залитой стране».
Железнов снова пишет о прошлом. Но сколько отцов, прочитав эти строки Железнова, разделяют его раздумья над колыбелью сына, признают его чувства понятными и близкими себе, своими?! Им, может, не придется рассказывать своим детям о ночевках на улице, о беспризорничестве, но у многих ли было лучше их собственное детство? Они служили «мальчиками» на капиталистических фабриках, они батрачили у помещиков и кулаков, их исправно били хозяева и отцы, и они исправно голодали. Сравнивая свою судьбу и судьбу своих детей, «начавших жизнь весенним, ясным утром в счастливой, солнцем залитой стране», они смело могут повторить горькие и радостные слова Павла Железнова.
Стихотворение «Сыну» - важный шаг в творческом развитии Железнова. Тюрьма и «дно» - для поэта уже не просто «клеймо», отличающее вора от других людей: одновременно тюрьма и «дно» становятся для поэта и символом старой России, символом того, что исковеркало не только его юность, но и юность многих его, товарищей, символом того, что враждебно не только ему, но и всем гражданам Советской страны.
А это означает, что в творчестве Железнова мотивы «блатной» экзотики (прельщавшие иных читателей в книжке «От «пера» к перу») отступают перед чувствованиями, мыслями и страстью подлинно советского поэта, который не противопоставляет себя людям своей родины, а живет одной жизнью с ними, теми же волнениями и теми же радостями.
Павел Железнов - покамест подмастерье поэтического цеха.
Удачные строчки частенько перемежаются в его стихах с неудачными. Иногда он прибегает к вычурным, надуманным сравнениям (вроде: «весенних сумерек сезонное пальто набросил город на продрогнувшие плечи»). Нередко попадаются у него штампы (например: «расцвет нэпа»). Несколько однообразны ритмические интонации.
Достоинство и сила лучших стихов Железнова в безусловной серьезности содержания к подкупающей их искренности. И лучше всего эти железновские качества доходят до читателя, когда они выражены прямо и просто:
«Пусть старые папаши и мамаши
Рассказывают сказки детворе,
Мне хочется, чтоб знали дети наши
И уважали муки матерей».
Эту линию простого, глубоко-эмоционального стиха Железнову, нам кажется, и следует продолжать, но он должен при этом добиваться полноценности и оправданности каждого слова, он должен добиваться той трудно достающейся простоты (не примитивизма!), внутренний смысл которой в большой значимости мыслей и чувств, передаваемых поэтом.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.