Он еще не представляет себе в конкретной форме, что ждет его впереди, но с «блатовством» покончено - и этого пока для него достаточно...
Первое стихотворение второй книжки Железнова, выпущенной в 1933 году Жургазобъединением, - стихотворение полемическое, и направлено оно против того, что сам Железнов писал двумя годами ранее в своей первой книге. Обращаясь к друзьям, поэт говорит:
«Едва овладевши рифмой,
Стал искать сочетания слов,
Чтоб тяжелый и острый стих мой
Прозвенел, как булыжник в стекло.
Я пронес в поэзию смело
Эту выходку - «злой уркан»,
Но теперь за такое дело
Сам бы первый дал по рукам».
Железнов сознает, что ему не для того следует искать сочетаний слов, чтобы заставить съежиться самодовольного мещанина; ради этого писать стихи не стоит. Надо писать «о новых днях, о жизни, что бушует вокруг» и о том, как эта жизнь заставляет людей перестраиваться. Поэт сознает, что он живет в единственной на всем земном шаре стране, которая поднимает «людей дна» к трудовой жизни, и что его долг - чествовать в строительстве этой страны.
И вот мы находим у Железнова ряд стихотворений на темы, не связанные непосредственно с тем, что ему лично пришлось испытать. Нельзя сказать, чтобы произведения этого рода («газетные», условно выражаясь, стихи) отличались у Железнова особыми достоинствами. Они, скорее, указывают на нужную тему, нежели дают поэтическую ее разработку. Что дело обстоит именно так, знает и сам поэт:
«Что надо делать, я кричу,
Но как, не укажу.
От темы, что не по плечу,
Покуда ухожу».
Но возвращается Железнов к своей старой теме, к тому, что ему «по плечу», обогащенный сознанием неразрывной связи между ним и новым, строящимся миром.
И это позволяет поэту переоценить свои прежние симпатии и антипатии, это позволяет ему дать свои ответы на многие «проклятые вопросы» действительности - ответы, которые нам, возможно, покажутся элементарными, но которые вовсе не являются столь ясными и легкими в глазах человека с биографией Железнова:
«Сердце дурное бунтует порой:
- А скоро ли тюрьмы
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.