Павел Железнов - бывший беспризорник и правонарушитель. Начинать статью о творчестве молодого поэта с биографических данных вообще-то не очень желательно. Но иначе в данном случае поступить нельзя. «Клеймо вора», которое должно быть смыто «в ключе животворного труда и учебы», - это не просто факт биографии, это и основная поэтическая тема Железнова.
С этой темы начал Железнов свою писательскую работу, эту тему он обрабатывает в продолжение пяти или шести лет, и, как писал сам поэт в прошлом году в стихотворении «Сыну», он до сих пор «еще от этой темы не ушел». Но отношение Железнова к своему страшному и мучительному прошлому, осмысление им этого прошлого все время меняются, и в этих изменениях и сказывается, прежде всего, творческий рост молодого поэта.
Первая книжка его стихов «От «пера» к перу», изданная в 1931 году «Федерацией», начинается так:
«Нет, вовсе не по нраву мне
Слезинки вызывать у ближних.
Хочу, чтоб стих мой прозвенел,
Как в стекла брошенный булыжник.
На мостовых
Я жизнь постиг.
И пусть любителям комфорта
Напомнит этот жесткий стих
О тех, что гибнут до сих пор там...»
Лучшие, наиболее сильные я художественно выразительные строки в этой книжке насквозь пропитаны ненавистью к «улице», что «выставляла напоказ все прелести свои, как «шмара»; ненавистью к «блатной жизни», что «украла годы»; злобой к «заевшимся мещанам», которые проходят безучастно мимо гибнущих на мостовых.
Эти именно чувства и определяют собой художественную направленность, остроту и сосредоточенный пафос первых стихов Железнова.
Отвращение к воровской жизни, к ночлежке «серой, как нищий», к каменному мешку тюрьмы, естественно, рождает желание вырваться из этого мешка, покончить с «карьерой» вора и тюремного жителя, вступить на новый жизненный путь. И Железнов объявляет:
«Не будет к прошлому возврата.
На «блатовстве» я ставлю крест».
Однако начертать себе новую программу - ясную, четкую, определенную - Железнов еще не в состоянии. Если спросить у него, каково его настоящее, и каким он мыслит себе свое будущее, он ответит, бесспорно, искренней, но крайне общей фразой:
«Иная, светлая тропа
Открылась нынче предо мною».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.