Это было в июне

опубликовано в номере №270, июнь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Остров Баренца

В 1596 г. амстердамские купцы снарядили 2 корабля в далекое плавание. Капитаном одного из них был Яков Хеемскерк, оберштурманом - отважный голландский мореплаватель Вильям Баренц. Вторым кораблем командовал Рейп.

Вскоре после выхода в море экспедиция разделилась, ибо между Баренцом и Рейпом начались раздоры. Корабли разошлись в разные стороны. Баренц пошел на восток. Утром 19 июня 1596 г. он увидел какую-то землю. Это было на 80°11' северной широты. Голландцы приняли землю за Гренландию, но в действительности это был еще не известный тогда архипелаг Шпицберген. Открытый остров был назван «Островом Баренца». Островом заинтересовались: там был уголь. Англичане предъявили на него права, указывая, что Шпицберген был открыт их исследователем еще до Баренца. Голландцы острова не уступали. В 1618 г. произошло вооруженное столкновение, победителями из которого вышли голландцы. Впоследствии островом владели голландские и скандинавские промышленники, но шахты работали плохо.

В 1932 г. советское правительство взяло концессию на добычу угля на Шпицбергене. Туда приехала наша колония, и остров преобразился: закипела энергичная работа, появились клуб, театр, кино. Мощная радиостанция дает возможность островитянам быть в курсе всей жизни нашей великой страны.

Девяносто лет назад

Летом 1823 г. на палубе океанского парохода, шедшего в Америку, американский живописец Самуэль Морзе познакомился с доктором Джексоном. Завязалась беседа об электричестве. Доктор Джексон вез с собой гальваническую батарею и электромагнит. Желая продемонстрировать новому знакомому интересные электрические приборы, Джексон отправился с ним в каюту, но она оказалась закрытой. Пришлось ограничиться карандашом и листком бумаги, при помощи которых доктор объяснил Морзе устройство батареи.

Это натолкнуло Морзе на мысль - использовать электричество для передачи слов на расстояние.

И 20 июня 1840 г. американское правительство выдало ЖИВОПИСЦУ Самуэлю Морзе патент на электрический телеграф.

Было бы ошибочно думать, что история телеграфа начинается с изобретения Морзе: телеграфы существовали еще в древности. Например, китайцы зажигали на башнях яркие огни, давая сигналы армии. Европейские армии применяли зеркала, посылая отражения лучей по цепи.

Телеграф Морзе находит свое применение и в наши дни, несмотря на то, что после него появились десятки разнообразнейших конструкций телеграфных аппаратов: буквопечатающие аппараты Юза, звуковые Клопферы, телеграфные пишущие машины Телетайпы и др. Азбука Морзе широко распространена в радиотелеграфии. При помощи этой азбуки наши коротковолновики переговариваются с коротковолновиками всего мира.

Мальчик из шахты

В семье шахтера Стефенсона, из поселка Вайлам, близ Нью-Кэстля, 9 июня 1781 г. родился сын Джордж, будущий создатель паровоза и первой железной дороги.

Джордж Стефенсон мальчиком работал в шахтах. Начать учиться он смог, только когда ему исполнилось 17 лет. Днем - тяжелая, изнуряющая работа, ночью - упорные занятия: надо наверстать потерянное время. Особенно увлекала Стефенсона механика.

Однажды в угольных копях, где он работал, испортилась паровая машина. Шахта была затоплена водой. Все попытки спасти шахту были бесплодны. Стефенсон предложил инженеру свой проект переоборудования машины. Проект заключался в усилении давления пара в машине. После некоторых колебаний инженер разрешил Стефенсону начать работу. За 6 дней Стефенсон осушил шахту. За это он был назначен старшим машинистом.

Особенно интересовала Стефенсона проблема паровой тяги. В угольных копях применялись локомотивы, но все они двигались медленно, выбрасывали массу искр, дыма и пара, за что и были прозваны «пыхтящими Билли». Стефенсон поставил себе целью создать совершенный локомотив как средство передвижения. Много лет ушло на разрешение этой задачи. Его деятельным и верным помощником был подраставший сын. В 1814 г. на угольных копях появился первенец Стефенсона - паровоз «Блюхер», названный так в честь популярного тогда немецкого полководца, победителя под Ватерлоо. А в 1825 г. была построена первая в мире железная дорога, по которой начали курсировать стефенсоновские паровозы.

От мешка к стратостату

5 июня 1783 г. поднялся в небо первый аэростат, названный по имени изобретателей «монгольфьером».

Великий изобретатель его Жозеф Монгольфье родился в городке Аннонэ, на юге Франции. Рос Жозеф непослушным и рассеянным мальчиком, не проявляя никакого интереса к торговой деятельности своего отца. Окончив колледж, Жозеф ушел странствовать по Франции, поступал работать в разные химические заведения и даже изобрел синюю краску, названную им «гиме». Будучи в Париже, он познакомился с рядом крупных физиков и химиков и работал в их лабораториях.

Вернувшись в Аннонэ, Жозеф посвятил себя научной работе. Особенно он интересовался проблемой полета по воздуху. Он устроил что-то вроде парашюта и прыгал с ним с крыши своего дома. Затем он посвятил в свои идеи брата Этьена и уже вместе с ним производил различные опыты.

Сначала братья Монгольфье пробовали наполнять паром бумажные шары. Раз движутся облака, состоящие из паров, то почему не может двинуться шар? Но водяной газ, который при температуре выше 100° Цельсия действительно легче воздуха и мог бы поднимать аэростаты, сейчас же сгущался при обычной температуре, превращаясь в мельчайшие водяные капельки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены