Отцов своих сыновья

опубликовано в номере №1410, февраль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дмитрий Волкогонов, генерал-лейтенант, заместитель Начальника Главного политического управления Советской Армии и Флота

Армейская школа — это школа гражданственности, верности своему долгу защитника Родины. Понятие патриотизма подразумевает в человеке органическое сочетание творческого начала и высокой личной дисциплинированности, политической твердости и духовной зрелости.

— Дмитрий Антонович, не могли бы Вы для начала, по нашей традиции, рассказать читателям журнала немного о себе.

— Если только коротко. Родился в Забайкалье, отец — агроном, мать — учитель. Родителей потерял рано. Окончил среднюю школу. Вопроса «кем быть?» не стояло, всегда, сколько себя помню, хотел стать военным человеком. Поступил в военное училище. После окончания служил. Потом вновь за парту, теперь уже в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. Остался там же на преподавательской работе. Довольно рано стал доктором наук, профессором. Около полутора десятков лет тружусь в Главном политуправлении.

Что еще? Стремлюсь находить время и для занятий научными исследованиями. Оглядываясь, с удивлением вижу, что «незаметно» удалось написать около трех десятков книг: научных, публицистических. Часть моих работ обращена к молодежи. Получаю много писем, и не только от людей военных.

— Кстати, Дмитрий Антонович, наши вопросы, как мы убедились, в какой-то мере фокусируют, если можно так выразиться, Вашу да и нашу читательскую почту. Ваших корреспондентов, как и читателей «Смены», интересуют, по сути, одни и те же проблемы.

— Это закономерно. Ведь мы живем в одном обществе. Армия — неотъемлемая его часть.

— В таком случае вопрос первый. В последней четверти нашего столетия научно-техническая революция развивается все более ускоренными темпами. Следующее пятилетие будет особенно значительным этапом на пути научно-технического прогресса. Вполне закономерно, что это влияет и на Вооруженные Силы, их техническое оснащение, организационную структуру, способы ведения боевых действий. Что же сегодня все-таки характерно для облика современной армии?

— В печати и на экране, когда речь идет о современной армии, порой она предстает перед нами в образе гигантских сигар баллистических ракет, динамичных форм подводных атомоходов, мерцающих экранов радиолокаторов, различных электронно-вычислительных машин. Что ж, и это верно. В техническом отношении Советские Вооруженные Силы за четыре послевоенных десятилетия изменились неузнаваемо. Большие перемены произошли и в организационной структуре, тактике боевых действий, оперативном искусстве. Однако главное, что всегда определяло и определяет ныне лицо наших армии и флота, — это человек. Именно человек, знающий, безукоризненно владеющий техникой, преданный своему долгу защитника Родины.

— Однако, по мнению многих буржуазных идеологов, научно-технический прогресс в военном деле, внедрение автоматизированных систем управления заметно снижают роль личности в современной войне. Так ли это?

— В буржуазном сознании действительно весьма распространена точка зрения, что исход вооруженного конфликта решает исключительно уровень развития новейших ракетных систем, электронно-вычислительных машин, степень насыщенности ими войск. Утверждается, что «время героев» прошло. Логика их рассуждений примерно такова: по мере развития военной техники героический элемент исчезает, ведь выстрелить в противника из винтовки много проще, чем атаковать его с шашкой в руке. Появление артиллерии позволило вообще не видеть врага. В век ядерного оружия, пишет американский писатель А. Раппопорт, бессмысленно понятие храбрости и героизма, поскольку последние контакты с врагом окончательно исчезают. Человек в униформе, утверждает автор, сидит у пульта управления, как клерк за своим столом. Он повинуется только приборам и цветным лампочкам. Смерть может настичь его в любой момент, но положение героя ничем не отличается от положения труса. Героев нет, есть только потенциальные жертвы, заключает писатель.

Типичный образчик дегероизации. Такого рода концепциями буржуазные мыслители стремятся выдать инфляцию моральных ценностей в капиталистическом обществе за всеобщую закономерность, действующую во всех социальных системах. В подобных рассуждениях отчетливо видна абсолютизация возможностей техники в ущерб человеку. Конечно, кое-кому на Западе хотелось бы иметь солдата-робота, воина-автомата, который был бы способен вести агрессивные войны, не испытывая при этом угрызений совести. И, надо сказать, буржуазная машина не жалеет усилий, чтобы обесчеловечить своих вооруженных наемников.

Но все люди во все времена почитали своих героев. О них складывались легенды. Тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют жизнь, дела, свершения героических личностей. И все же нормой жизни героическое стало в силу его массового характера лишь при социализме.

Есть место героическому и в жизни нынешнего поколения советской молодежи... В том числе и труде ратном. Вот, по-моему, очень характерный пример.

Случилось это на земле Афганистана. Гвардии старший сержант Александр Мироненко и два его товарища выполняли боевую задачу в тылу крупной банды душманов. Врагам удалось обнаружить десантников и отрезать им пути отхода к нашим главным силам. Завязался неравный бой. Разведчиков всего трое, а душманов в десятки раз больше. Вот замолк автомат одного десантника, погиб второй... Александр остался один. Но и в свои последние минуты он, секретарь комсомольской организации подразделения, действовал хладнокровно и в высшей степени отважно. Когда у Саши кончились патроны и душманы с криками бросились на него, рассчитывая взять живым, раздался взрыв. Оставаясь до конца верным своему воинскому долгу, десантник подорвал гранатой себя и набежавших врагов. Указом Президиума Верховного Совета СССР Александр Мироненко удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки разведывательной роты парашютно-десантной части...

Тысячи офицеров и солдат в наше время носят на груди боевые награды. И удостоены они их именно за ратное мужество, за способность к самопожертвованию, за военное мастерство, доведенное до высшей точки.

Нет, героическое начало не потускнело на фоне научно-технического прогресса, поражающего порой наше воображение. Но все дело в том, что героическое, подвиг стали менее возможны без глубоких профессиональных знаний, высокой специальной подготовки. Не случайно в наше время понятия «стойкий», «отважный» неразрывно связаны с понятиями «умелый», «знающий».

— И все же научно-технический прогресс в определенном смысле влияет на характер воинского труда, на формирование личности советского военнослужащего. Не так ли?

— Так. Революционные изменения, происшедшие в технической основе армии, решающим образом изменили сущность воинской службы. Резко увеличился удельный вес интеллектуальной деятельности человека в армии, что, впрочем, не снизило значимость физического труда. Для очень многих категорий солдат, матросов, сержантов, старшин сегодня требуются знания на уровне техника, а для значительной части офицеров необходима полновесная инженерная подготовка. Но не только. Современный воин, особенно офицер, должен обладать гибким, масштабным, я бы сказал, отважным мышлением, не скованным никакими догмами.

Потребность в научных знаниях, политехническом образовании, «технизация» жизни, увеличение потока информации привели к тому, что объем знаний у военнослужащих в последнее десятилетие, по объективным оценкам, возрос вдвое. Заметнее стала роль научных абстракций в познании, все шире применяется математический аппарат в самых различных сферах деятельности военных людей. Современному человеку в шинели, говоря словами Блока, доступны и «жар холодных чисел, и дар божественных видений». Теперь уже никого не удивляет солдат, читающий своим товарищам по подразделению лекцию по кибернетике, рота, в которой все до одного имеют образование не ниже десяти классов, молодой офицер, предложивший оригинальное решение сложной военно-технической проблемы. Такого рода примеров много. И это свидетельствует о широте исследовательской мысли в военной среде.

Особенно ярко проявляется творческое начало в проблемных ситуациях, при разрешении сложных противоречий. Именно этим ценна практика войсковых тактических и оперативно-стратегических учений, командно-штабных игр, различные специальные эксперименты и испытания. При решении проблем, возникающих на учении, в сложной обстановке задействуется весь спектр творческих возможностей людей, их воля, логика, знания. Ведь важно не просто обладать интеллектом, важно уметь им пользоваться. Ум «ржавеет» от лености мысли и бездеятельности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Короткая вечная жизнь

К 150-летию со дня рождения Н.А. Добролюбова

Горячий север

Рассказ