— Дмитрий Антонович, давайте уточним современное понимание такого качества, как мужество. Как его может проявить воин в сегодняшней армии?
— Думаю, что нельзя категорично делить мужество на «современное» и «старинное». Мужество выражает способность человека действовать решительно и, добавим, наиболее целесообразно в опасной, сложной обстановке, умение мобилизовать все свои силы для достижения поставленной цели. Когда знакомишься с наградными листами времен войны, то и дело попадаются на глаза строчки: «за проявленное мужество и отвагу», «действовал мужественно и смело», «при выполнении боевой задачи вел себя в высшей степени мужественно...». Без мужества нельзя представить себе героического поступка. А что такое героизм, думается, понятно. В устах Сенеки, как гласит предание, мужество означало «презрение страха». Мужество — это крылья подвига, на который способны лишь цельные, сильные люди.
Представьте полковые учения десантников. В небе одновременно сотни парашютных куполов. Воздушным потоком одного из воинов заносит на купол товарища. Парашют «гаснет». Кажется, что трагедия неминуема. Но десантник, у которого парашют наполнен воздухом, успевает подхватить падающего вниз воина. Вдвоем они приземляются на одном парашюте. Мужество? Бесспорно. Причем потребовавшее от десантников не только воли, но и хладнокровия, не только отваги, но и человеколюбия.
Думается, что проверить себя на такую вот нравственную прочность может каждый. И для этого вовсе не обязательно попасть в исключительные обстоятельства. Постоянная готовность к крутым поворотам в армейских буднях тоже требует немалого мужества. Работа оператора у экрана радиолокационной станции, казалось бы, далека от героики. Но так ли это? На экране сразу несколько целей, и координаты каждой надо выдать максимально быстро и точно. К тому же внимание отвлекают выставленные противником помехи. Оператор знает, что в боевой обстановке его станция может быть засечена и атакована в любую минуту, но продолжает работать с полной концентрацией воли. Разве это не мужество!
Следование долгу — лучший маршрут формирования мужества. Как правило, человек долга — мужественный человек. Это, возможно, звучит несколько банально. Однако заметьте, что многие истины нам кажутся банальными только потому, что мы без них не можем обойтись. Наша армия учит молодого человека осознанному пониманию своего долга. Чувство долга перед Родиной, перед обществом движет всеми его поступками, это сущность мировоззрения военного человека.
— Мы заговорили об армии как о духовной среде, формирующей личность воина. Видимо, в этом решающую роль играет идеологическая работа в Советских Вооруженных Силах. Каковы основные цели идейной закалки защитника социалистического Отечества, ее направленность?
— Говоря коротко — воспитать воина. И гражданина. Активного члена общества, созидателя. Но и, повторяю, человека, способного сделать все от него зависящее для вооруженного отпора врагу. Готового действовать в самых экстремальных условиях современной войны. На это направлена работа командования, политорганов, партийных и комсомольских организаций.
Идейная, боевая закалка советских воинов органически сочетается с каждодневным воинским трудом. Сам процесс ратного труда — источник «производства» многих духовных ценностей: настойчивости, выдержки, инициативы. В труде закрепляются такие качества, как боевая дружба, взаимовыручка, коллективизм, ответственность. Хочу подчеркнуть: мы не получаем готовых солдат, а воспитываем их, развивая лучшие личностные качества в молодых людях, помогая им избавляться от всего наносного, лишнего в характере. В этом, если хотите, огромная педагогическая роль армии.
— В психологическом, профессиональном становлении солдат огромное значение имеют боевые традиции, непосредственная связь ветеранов с молодежью. Но в армейских рядах с каждым годом остается все меньше бывших фронтовиков. Как передаются традиции сегодня?
— Увы, время делает свое дело. Дивизиями и полками давно уже командуют сыновья ветеранов минувшей войны, а ротами и взводами — внуки. Но героическое прошлое остается могучим духовным рычагом в воспитании воинов. В традициях как бы спрессован сгусток боевого опыта, советского патриотизма, мужества, стойкости. Это наш идеологический Золотой фонд, распоряжаться которым следует очень бережно. Комсомол стал инициатором составления Всенародной летописи подвига. Замечательное дело. В Вооруженных Силах для увековечения памяти героев войны делается очень многое. Но главное, на мой взгляд, то, что традиции стали плотью армейской жизни. Они закрепляются в сознании современных воинов как нравственные законы. Традиции, память о великой битве как бы материализуются в экспонатах военных музеев и комнат боевой славы, мемориалах и обелисках. Рождаются и новые традиции, которые закрепляются в соответствующих ритуалах: празднование Дня части, чествование отличников учебы, вручение боевой техники и оружия молодому пополнению, торжественный ритуал заступления на боевое дежурство и многие другие.
— В наш рациональный век мы как-то все меньше и меньше говорим о романтике, в том числе и применительно к военной службе. А ведь в восемнадцать — двадцать лет люди если и не говорят, то обязательно мечтают о романтике, признаваясь в этом только самим себе. Дает ли, на Ваш взгляд, современная армия пищу романтическим устремлениям?
— Тут надо преодолеть своеобразный штамп, который сложился при упоминании о романтике. Многим кажется, что все романтическое было давным-давно и уже не повторится. Как не повторятся Комсомольск-на-Амуре, Магнитка, полеты Валерия Чкалова, Юрия Гагарина... Но, утверждаю с полной ответственностью, военная служба исполнена самой высокой романтики. потому что ни в какой другой сфере человеческой деятельности нет такого диапазона исключительного, трудного, неожиданного, даже увлекательного, как в армии. Думается, что не правы те, кто утверждает, что технизация жизни, усиление интеллектуализма принизили роль ярких чувств, благородных устремлений. Романтика тоже меняется, как и облик нашей эпохи, обогащается новыми качествами. Разве не романтично преодолеть Северный полюс под льдами на могучем атомоходе, встретить восход солнца, шагая по берегу Камчатки, приземлиться с парашютом на отрогах Памира, пройти маршем по пескам Кызылкумов, за полдня пересечь континент из конца в конец на сверхзвуковом бомбардировщике?! А в мужской дружбе, спаявшей товарищей по роте, батарее, которая крепче кремня, разве нет романтики?!
Не так давно получил я письмо от рядового М. Колесникова. Пишет солдат, что вот уже два года он служит далеко на востоке нашей Родины. Цитирую: «Нельзя сказать, что здесь легко и просто, но, заканчивая службу, утверждаю, что в армии я себя проверил на прочность и мои юношеские романтические увлечения не исчезли, а приобрели большую реальную основательность. Я благодарен армии и за это». Очень хорошо сказано: армия действительно придает человеку основательность, цементирует его устремления, способствует гражданскому становлению.
Труд советских солдат требует, повторяю, разностороннего интеллекта и огромной силы воли. Наши воины несут службу в песках Средней Азии, среди ледяного безмолвия Севера, на берегах Тихого океана, за рубежами нашей страны. В их руках безопасность Родины, счастье миллионов их соотечественников. Что может быть романтичнее такого труда, если от его результатов зависит так много?!
— Современная эпоха характеризуется стремительными переменами не только научно-технического характера. Изменения происходят и в международной обстановке. Как это отражается на функции Советских Вооруженных Сил, их предназначении?
— Мы всегда говорим, и это записано в Конституции, что защита социалистического Отечества — главная задача Советских Вооруженных Сил. На современном этапе эта функция стала более многогранной. Защита Родины — колыбели всех наших свершений и надежд — это и защита социалистического содружества в рамках Организации Варшавского Договора.
Во все века армия была инструментом войны, орудием насилия. Лишь сейчас, в эпоху социализма, наши Вооруженные Силы превратились в могучий фактор мира.
Они сыграли чрезвычайно важную Роль в решении задачи достижения военно-стратегического паритета между СССР и США, который оценен в новой редакции партийной Программы как историческое достижение социализма. Способность Советского государства сохранять соотношение сил в форме паритета (по вине западной стороны сегодня на очень высоком уровне) дает те главные материальные гарантии безопасности, которые служат делу миру.
Нельзя забывать, что, хотя история ведет отсчет новой эры уже более шести десятилетий, империализм не оставил надежд «переиграть» проигранные им битвы XX века и надеется, действуя с позиции силы, вновь занять господствующее положение в мире. В этих условиях пророческие слова В. И. Ленина о том, что «всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», остаются исключительно актуальными и для нашего времени. С нами будут считаться до тех пор, пока мы можем сохранить военно-стратегическое равновесие, пока мы сильны в военном и экономическом отношении. Мы вынуждены, чтобы не произошло самого худшего, постоянно заботиться о поддержании обороноспособности страны на необходимом уровне. Это священный долг каждого советского человека.
— Теперь такой несколько неожиданный вопрос. Два-три года — срок немалый. Солдат, матрос надолго оторван от родного дома. Как это влияет на родственные связи родителей и сыновей? Самостоятельность, которую воспитывает в человеке армия, не становится ли она оборотной стороной медали в отношении к отцу, матери, — с ловом, не ослабляет ли армия родственных чувств?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть
Борис Неменский, Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии Педагогических наук СССР
Анатолий Орловский, мастер бригады буровиков Сургутского управления буровых работ № 2