Вспоминаю жалобу одной городской мамаши: «Не могу придумать (?) физической работы для сына. Отец приносит продукты, выбивает ковер, я стираю, убираю, готовлю, а что делать ему?»
Да. бывает, ребята утомляются. Я даже знаю, от чего — от сидячей жизни. В школе за партой, дома за уроками. у репетиторов, в музыкальных и прочих классах. И физический труд здесь — спасение, разрядка. Принцип «работаешь сидя — отдыхай стоя» всем известен. Но продукты к семейному столу покупает в магазине лишь каждый шестой ребенок, ходит в сберкассу платить за квартиру каждый двенадцатый, готовит себе после школы обед каждый пятнадцатый...
Где еще так балуют детей, как у нас?!
Аргумент второй: «Как бы деньги не испортили подростка...»
Сразу хочется возразить: а разве, получая деньги от родителей (наличными или же в качестве подарков), ребенок не «портится»? И может ли он «испортиться», когда сам будет их зарабатывать? Вряд ли. Ведь практически ни один трудоспособный подросток изначально не хочет жить на иждивении у родителей (приучить же его к этому ох как легко!). Он был бы и рад внести свой вклад в семейный бюджет. Так можно ли лишать его такого права?
Латвийские ребята продают квас, мороженое, убирают и моют посуду в столовых, фасуют продукты в магазинах, зарабатывая по сто рублей и больше. Испортились они от этого? Ничуть.
Раньше подросток в Латвии устраивался на работу «куда возьмут». Теперь его интересует и то, сколько он будет получать. Ничего плохого в этом нет. Мы нередко говорим подростку:-Учись ценить трудовую копейку». Но чтобы ценить, ее сначала надо заработать. Только тогда приходит настоящее осмысление того, как тяжело достаются деньги и как легко они тратятся.
Удивительно ли, что большинство подростков не знают истинную цену деньгам, не умеют, как говорится, вести им счет? Социологи опросили работниц ряда московских предприятий и выяснили: только в одной семье из ста дети участвуют в планировании текущих семейных расходов, лишь в каждой десятой — обсуждают со взрослыми вопросы о покупке дорогих вещей, в каждой восьмой — куда поехать летом.
Аргумент третий: «Это же дети! Ценности им доверить нельзя — мало ли что может выйти?»
Опыт Прибалтики показал: случаи халатного, несерьезного отношения подростков к работе, к тем же «ценностям), крайне редки. В Юрмале, например, я беседовал с начальником отдела кадров городского управления торговли. За 15 лет работы на его памяти не было ни одного случая, чтобы подросток, находясь за прилавком, недодал сдачу.
И четвертый (последний ли?) аргумент: «Вы что, против коллективных форм? Против трудовых объединений школьников? И что хорошего в индивидуальном трудоустройстве? В лагере труда и отдыха дети под контролем педагогов, а на заводе, в магазине?.. Вдруг попадут в нездоровую обстановку?»
Довод, пожалуй, самый серьезный. Далеко не все предприятия из-за низкого уровня организации труда готовы принять подростка с его весьма высокими, а порой и завышенными требованиями. В грязном цехе со старыми, неказистыми станками подросток, уверен, не задержится. Более того, у него сложится убеждение: идти на завод не следует, там все плохо.
Органы по труду считают, что многие хозяйственники еще не-созрели», они, дескать, не будут «возиться» со школьниками. Но ведь здесь речь не о филантропии, а о большом государственном деле — о подготовке трудовой смены. И этим при столь остром дефиците рабочих рук каждый хозяйственник просто обязан заниматься! Летняя работа на заводе, в столовой, в магазине — это, кроме всего прочего, и прекрасная школа профориентации.
Успехи школьных объединений известны. Нелепо было бы отрицать или приуменьшать их роль. Но в летнем лагере труда и отдыха старшеклассники, как правило, работают один месяц. А потом? Учесть тут надо и чисто психологический нюанс: в лагерь труда и отдыха школьника чаще всего отправляют, а на работу через бюро он хочет устроиться сам. Это ли не момент взросления?
...Мы часто повторяем: труд — главный фактор воспитания, труд — мерило всех человеческих достоинств и т. д. Как трогательно пишут ребята о труде в школьных сочинениях, но — вчитайтесь! — и как наивно. А может быть, пора чуточку поменьше «на пальцах» рассказывать им о том. что такое труд, зато шире открыть для подростков возможности поработать в свободное время? Так сказать, по собственному желанию.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман
Несколько эпизодов из жизни директора
Рассказ