Комментарий к жизни комментатора

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1417, июнь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Твой собеседник — чемпион

Любителям футбола хорошо известно имя заслуженного мастера спорта СССР Владимира Маслаченко, в течение 18 лет защищавшего спортивную честь «Локомотива» и «Спартака», неоднократно выступавшего за сборную СССР.
Владимир Маслаченко входит в «Клуб Льва Яшина», доступ куда открыт только тем голкиперам, которые остались «сухими» в 100 и более матчах.
Сегодняшняя работа Владимира Никитовича — органичное продолжение его спортивной деятельности. Поэтому, прежде чем спросить, что привело его в спортивную тележурналистику, я попытался выяснить, как состоялась его первая встреча с футболом.

Любителям футбола хорошо известно имя заслуженного мастера спорта СССР Владимира Маслаченко, в течение 18 лет защищавшего спортивную честь «Локомотива» и «Спартака», неоднократно выступавшего за сборную СССР.Владимир Маслаченко входит в «Клуб Льва Яшина», доступ куда открыт только тем голкиперам, которые остались «сухими» в 100 и более матчах.Сегодняшняя работа Владимира Никитовича — органичное продолжение его спортивной деятельности. Поэтому, прежде чем спросить, что привело его в спортивную тележурналистику, я попытался выяснить, как состоялась его первая встреча с футболом.

«Мне было лет семь. Вернувшись из эвакуации, мы жили в Кривом Роге. Родители считали меня болезненным ребенком и все время таскали по врачам. И вот как-то на пути в поликлинику я увидел мальчишек, игравших в футбол. Когда мы проходили за воротами, вратарь как раз пропустил гол. Тогда я, вырвавшись от матери, которая держала меня за руку, растянулся на булыжной мостовой и поймал мяч. Кто-то из мальчишек крикнул мне: «Эй, ты! Приходи сюда завтра!» Я кивнул головой и тут же получил нагоняй от матери, не подозревавшей, что в тот миг я, как говорится, услышал зов судьбы».

Ему есть что вспомнить: в те времена на зеленое поле выходили легендарные форварды из ЦДКА и «Динамо», неповторимые звезды московского «Спартака»... Торопливый голос Вадима Синявского увлекал воображение мальчишек, и они, сидя у репродукторов, мысленно совершенно отчетливо видели «коронные» финты и замысловатые комбинации своих кумиров. И потом, во дворе, играя в футбол самодельным тряпичным мячом, они ощущали себя в одной команде с Хомичем и Бесковым, с Грининым и Бобровым...

— А ведь, кроме футбола, был еще баскетбол, волейбол, настольный теннис. Однажды простоял у теннисного стола с 8 утра до половины третьего ночи.

— В то время вам, наверное, и в голову не приходило, что когда-нибудь вы, как и Вадим Синявский, тоже будете «работать в эфире»...

— Нет, конечно. Да и потом, размышляя о своем будущем, думал о чем угодно, только не о тележурналистике. Она, как и футбол, позвала меня неожиданно, правда, знакомым голосом Николая Николаевича Озерова. Я тогда играл в «Спартаке» и вовсе не собирался уходить из футбола. Уверен, что смог бы сохранить высокую форму еще на протяжении нескольких лет. И вдруг в «Спартак» приглашают Анзора Кавазашвили. Я поначалу даже обрадовался этому, так как был убежден, что в конкуренции с Анзором сумею отстоять право быть первым вратарем «Спартака». Но мой «поединок» с Анзором не состоялся — руководители команды заранее решили отдать ему предпочтение.

У меня в то время было столько приглашений от других клубов, что я мог бы устроить жеребьевку. Но я поставил точку. Или «Спартак», или: «Прощай, футбол...»

Так закончилась моя спортивная карьера. И хотя я уже получил диплом об окончании института физкультуры, чувствовал себя словно путник в незнакомом городе... Стал заниматься на курсах французского. (До этого я несколько лет изучал язык самостоятельно.) Совершенно оставить футбол я не мог, поэтому выступал за команду ветеранов и, разумеется, был частым гостем на стадионе, теперь уже в качестве зрителя. И вот однажды Николай Николаевич Озеров, с которым мы встретились на каком-то матче, сказал мне:

— Поднимись во втором тайме ко мне в комментаторскую кабину, я задам тебе кое-какие вопросы...

Словом, Николай Николаевич сделал меня участником прямого репортажа. А после окончания игры спросил:

— Послушай, а не попробовать ли тебе заняться радиожурналистикой?

После этого я стал регулярно ходить на стадион вместе с Озеровым. Для меня заказывалась свободная линия, и я вел репортаж — иногда 15 минут, а иногда и 45. В эфир он, естественно, не шел, а записывался на пленку. Потом мы встречались с Озеровым, закрывались в студии, включали магнитофон, и Николай Николаевич разбирал мои промахи. И все же примерно через год все это мне надоело. Я сказал:

— Давайте устроим мне прослушивание, и пусть специалисты скажут, гожусь я в комментаторы или нет.

Во мне заговорил чисто спортивный азарт. Собрались журналисты, редакторы, а я... как и положено новичку, сделал грубую ошибку: забыл включиться. Но потом все-таки отработал свои 15 минут. Видимо, это было не так уж плохо, потому что мне предложили подать заявление о приеме на работу.

— Когда-то вы смотрели в поле из вратарской площадки. Но вот уже 15 лет видите стадион из кабины комментатора. В чем разница?

— Я ее не ощущаю, — говорит Маслаченко. — Когда был голкипером, тоже стремился проникать в суть футбола.

— Не понимая общих закономерностей игры, не обладая способностью предугадывать действия игроков, трудно защищать ворота. Мне было интересно, как действует нападающий, какова его психология. Вот почему на тренировках я очень много играл в поле...

И сегодня, вглядываясь в рисунок современного футбола, я стараюсь постичь. как он изменяется, догадаться о том. что пока еще не стало очевидным для всех. Так на последнем чемпионате Европы я увидел новую расстановку игроков — пять футболистов в средней линии, которую применила команда Дании. Этот вариант очень быстро переняли французы, которые и стали чемпионами.

Я сказал с телеэкрана об этом новшестве, однако потом с изумлением услышал от некоторых наших специалистов, что они не заметили на первенстве континента ничего особенного... К сожалению, тренеров, как правило, не интересует мнение комментатора. А жаль.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Отдыхая, поработать

Читатель — «Смена» — читатель

Игры в сумерках

Пять лет назад в Ржевске появились самодеятельные подростковые клубы. Но до сих пор ребячья инициатива остается без поддержки комсомола

«Кто с мечом к нам придет…»

Лауреаты премии Ленинского комсомола