— Еще чего! — безжалостно отвечала она. — Да нас соседи засмеют на весь город, где это видано, чтобы фигурациями твоими стенки украшать? Играешь себе, ну и играй на здоровье, а меня, женищу свою, не позорь перед белым светом...
Перечить супруге Иван Алексеевич не смел:
— Дунечка, уж ладно дом, крась его в любой цвет, а мне хоть калиточку уступи... Очень уж хорошо у меня получился мат с пятого хода, когда я Котельникова уничтожил! Сию композицию успеха своего и желаю на калитке дома увековечить.
— На что это тебе? — вопросила жена.
— Не мне... для потомства назидания!
Конечно, от дома Соколова теперь ничего не осталось, но в журнале «Иллюстрация» за 1845 год был помещен рисунок, который и разложен сейчас передо мною, читатель. Калитка, ведущая в дом Соколова, была все-таки раскрашена квадратами шахматной доски, а расположение шахматных фигур точно и наглядно указывало уличным прохожим, как разбивать соперника с пятого хода.
— Дуняшечка... ангелочек ты мой, — говорил Соколов жене. — Всех бойцов столицы имперской я уже побил, отчего местные даже играть со мною боятся. Но сказывают, что в Москве проживает дворянин Кологривов, который наперед указывает: вот на этом месте доски мат сделаю... Ходят слухи, будто Кологривов с нечистою силою знается, у него фигуры сами по доске скачут, как бесенятки, а в Париже он обыграл даже великого Филидора.
— Так не давиться ж тебе от зависти! — отвечала жена...
Черт явился в самый канун дня Крещения — 5 января 1789 года. На дворе мела страшная вьюга, у дома потрескивали от лютого мороза, а с колокольни Симеоновской церкви как раз отбили полночь — самое время, чтоб черт явился из преисподни.
Соколов трудился над партией из трактата но решить комбинацию не мог, и в сердцах он воскликнул:
— Да здесь и сам черт не разберется!
— Почему же? — злорадно рассмеялись в сеседней комнате. — Нет такого дела, в котором бы черти разобрались...
Соколов, перепуганный, стал окликать лакеев:
— Оська... или ты, Филька! Кто там есть? Сюда,сюда...
Но дверь открылась, и перед законником предстало нечто косматое с огненным взором на черном лице, а лоб чудовища был украшен кривыми завитками рогов.
— Не кричи, — усмехнулся черт, прожигая хозяина своими глазищами, — и не бойся меня. Я давно слышал о твоей громкой славе, решив на себе испытать, каково ты играешь.
Соколов не сразу обрел дар речи, спрашивавая:
— Да как ты в дом-то попал, ежели ворота заперты?
— А мы, черти, умеем проникать через щели. С кстати, совсем не трудно, но секретов своего б родного ремесла мы профанам не разглашаем. Начнем игру, — сказал черт, элегантно вильнув хвостом. — Время позднее, а мне к утру надобно быть в Мадриде, чтобы устраивать мерзости в королевском Эскуриале...
Тряскими руками Соколов расставил фигуры:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как участники боевых действий оказались непричастны к Победе
Говорит со зрителями Ереванский ТЮЗ
Киноповесть. Окончание. Начало в №7, 8