9 апреля 1821 года родился Шарль Бодлер
Опубликовано в № 12, 2012
«Быть полезным человеком мне всегда казалось невероятно гнусным».
Правда, в то время его «литературная деятельность» сводилась к тому, что он, все-таки получив, наконец, диплом бакалавра, стал студентом юридического факультета в Сорбонне и фактически поселился в студенческом Латинском квартале. Лекции Шарль прогуливал, за два месяца наделал долгов на две тысячи франков (годовой доход среднего чиновника того времени), попробовал наркотики, проводил ночи с самыми дешевыми проститутками и, наконец, заразился сифилисом, что тщательно и небезуспешно скрывал ото всех.
Встревоженные родственники собрали семейный совет, на котором решили отправить непутевого юношу на два года в Индию, подальше от неподходящей компании и слишком сильных соблазнов Парижа. Генерал Опик был сторонником кардинальных мер исправления, а Каролина была слишком потрясена тем, что узнала о любимом сыне, чтобы возражать. Разумеется, в Индии обожаемый ею Шарль остепенится и станет нормальным человеком, как его отец и старший брат.
Большинство биографов Бодлера тактично пишут, что невыносимая тоска по оставленной Франции заставила молодого человека вернуться с полпути, хотя экзотика южных островов произвела на него неизгладимое впечатление. Увы, все гораздо прозаичнее. Выданные на путешествие деньги закончились как раз на полпути, а капитан корабля был рад-радешенек избавиться от странного пассажира, который то сутками сторонился людей, сидя на палубе и бормоча себе что-то под нос, то вдруг начинал донимать попутчиков странными разговорами, в которых осмеивал все подряд: любовь, семью, религию, государство…
С острова Реюньон, два месяца спустя после отъезда, Бодлер вернулся в Париж в 1841 году: как раз ко времени вступления в права наследства, оставленного ему покойным отцом. Наследство было завидным: 75 тысяч франков на банковском счету, участки земли в Нейи, акции Банка Франции. Все это гарантировало спокойную и очень обеспеченную жизнь даже при полном безделье.
Но вместо того, чтобы снять квартиру в респектабельном квартале, как советовали ему мать и отчим, Шарль занял роскошные апартаменты в отеле «Пимодан», обставив их дорогой антикварной мебелью и любовно украсив изысканными безделушками. Все бы ничего, да только в этом помпезном здании времен Людовика XIV располагался известный всему богемному Парижу «Клуб гашишистов», придуманный доктором Жозефом Моро, который с огромным апломбом утверждал, что изучение людей, находящихся под воздействием гашиша, внесет крупный вклад в развитие психиатрии.
Но «злые» языки утверждали другое: гашиш, подаваемый вместо аперитива в «Красной гостиной» клуба, стоил немало, а большинство отведавших его уже не в состоянии отказаться от этого экзотического «лакомства». Так что доктор Моро быстро разбогател, а на развитии психиатрии это оказало ничтожное влияние.
Зато сильно повлияло на мир искусства и литературы. В «Клубе гашишистов» бывали Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, многие известные художники и, разумеется, поэты. Бодлер поэтом пока еще не был, но гашиш вкушал с наслаждением. Нравился восточный наркотик и любовнице Шарля – Жанне Дюваль, квартеронке с острова Гаити, театральной субретке и проститутке, скандально известной своим невыносимо склочным характером.
Но Бодлер был просто околдован ее грубостью, беспардонностью и откровенным презрением к другим людям. Когда Жанна позволяла себе особо вульгарную или даже мерзкую выходку, ее любовник только разводил руками:
- Она всегда такая, какой сама хочет быть…
Для него это, по-видимому, стало идеалом женщины.
Он и сам старался следовать этой теории: быть таким, каким хотел быть. Заказывал элегантнейшие брюки, шляпы и жилеты, рубашки – исключительно из тончайшего муслина. Облачая себя в изысканную одежду, продумывая до мелочей ритуал поведения дома, на улице, в кафе, Бодлер пытался создать для своей, в общем-то, еще неоформившейся души, изящную оправу продуманного, элегантного одеяния, экзотической прически, грациозных жестов.
Современники Бодлера вспоминали, как он любил маринованные, перенасыщенные острыми специями продукты, как обед превращался для него в некий церемониал, как ненавидел он свободно текущие реки, не окаймленные гранитными берегами, не перерезанные тяжелыми мостами... На самом деле любой современный психиатр заметил бы в этом проявление страха перед реальной жизнью. И это чувство с годами становилось все сильнее, пока не захватило Бодлера целиком.
Внешне же он всеми силами старался выглядеть настоящим «денди» - это было единственное важное для него дело, поглотившее за два года половину полученного им наследства. Целиком заимствованное из английских романов понятие Бодлер довел практически до абсурда: восхищался лишь болезненно-извращенными явлениями, откровенно презирал женщин и… не мог без них жить. Они, в основном, и были зрителями его «театра одного актера», зрителями, которым исполнитель платил, и платил щедро.
А ведь нужно еще было содержать Жанну (их связь продолжалась почти двадцать лет), снимать ей квартиру (жить вместе с кем-либо Бодлер не желал категорически), водить по ресторанам и театрам…
Родственники спохватились, когда молодой человек начал распродавать свою земельную собственность, и в 1844 году суд постановил передать управление наследством его матери, а самому Шарлю отныне выдавать ежемесячно лишь скромную сумму «на карманные расходы».
Именно эта очередная «несправедливость» и подвигла его начать зарабатывать литературным трудом. Пока еще не стихами – искусствоведческими эссе. Бодлер начал с критических статей о живописи Давида и Делакруа. Первой его опубликованной статьей «Салон 1845 года» восхищался весь образованный Париж. Автору прочили славу и блестящее будущее художественного критика, а еще несколько статей, последовавших за ней, лишь укрепили это мнение.
Шарль Бодлер, известный лишь в узких кругах богемного Парижа, в 1845 – 1846 годах написал целую серию статей об искусстве, причем мнение, высказанное им о современных художниках, впоследствии полностью подтвердилось оценками потомков, а сами статьи, бесспорно, принадлежат к лучшим страницам, когда-либо написанным о французской живописи.
Но однажды Шарль почти случайно открыл для себя американского писателя Эдгара Алана По, и искусствоведение было мгновенно забыто. Теперь Бодлер занимался только переводами на французский язык причудливого американского писателя, в творчестве которого находил очень много общего с собственным мироощущением того времени. Он как бы встретил родственную душу – и переводы имели такой же большой успех, как и статьи. Но…
«Быть полезным человеком мне всегда казалось невероятно гнусным».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
11 мая 1905 года родился Михаил Шолохов
14 ноября 1907 родилась Астрид Линдгрен.
22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин