— Ну, что вы, Юзеф! – Туровская покачала головой. – Ночью мало спала, готовилась к экзамену, а потом пошла к товарищам – надо было паковать литературу для Лодзи.
— Запаковали?
— Да. В пасс-парту – удобно и надежно. Не станут же полицейские рвать картины? Им в голову не придет, что под сладенькими видами Монблана хранится Ленин.
— Неужели Монблан вам кажется «сладеньким»?
— Сам по себе нет, конечно. Но виды, которые с него печатают, ужасно безвкусны.
— Вас это сердит? – спросил Дзержинский.
— Очень.
— Я любил смотреть, как в базарных фотографических ателье делают портреты молодоженов... Лица у них светлые, чистые, сами счастливые, а фотомастер заставляет их замирать перед вспышкой. И получается очень плохой портрет. Но это – мгновенье; состояние счастья продолжительно. То же с Монбланом. Снимки делают слащавыми люди дурного вкуса. Обстоятельства оказываются сильнее вечной красоты.
– Дурной вкус – это обстоятельство? Дзержинский задумался:
— В общем, да. Если создать условия для проявления всех заложенных в личности качеств, то в первую очередь станет очевидной тяга к красоте. Людям столь долго ее не показывали, что каждый представляет себе прекрасное так, как может. А как может понимать красоту необразованный фотограф? Так, как ее понимали его необразованные, темные родители.
— Слишком вы добры к людям.
— Доброта при этом – одна из форм требовательности. Я ведь не оправдываю, я пытаюсь понять.
— Оправдываете, оправдываете, – улыбнулась Туровская, – нельзя все оправдывать.
— Хотите кофе?
— Очень.
Дзержинский свернул с Унтер ден Линден.
– На здешний кофе у меня денег не хватит, а тут, в переулочке, есть прекрасное местечко – пойдемте-ка.
Они сели за столик, Дзержинский попросил заварить хорошего кофе и, перегнувшись через стол чуть не пополам, шепнул:
— Вы играть умеете?
— Что? – Туровская, приняв было шутливую манеру Дзержинского, испуганно подалась назад. – Как играть? О чем вы?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С бывшим начальником генерального штаба партизанского движения при ставке Верховного Главнокомандования Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков