По историческим меркам до третьего тысячелетия рукой подать. Каким он будет, XXI век? Что принесет он с собой человечеству? Каким путем будет развиваться наука, ставшая в нашем обществе уже сейчас важнейшей производительной силой? Эти вопросы содержатся в письмах многих читателей «Смены». Некоторые сами же пытаются и ответить на них. Но наука развивается так стремительно, что порой даже фантасты отстают. Конечно, не просто заглянуть на четверть века вперед, и заглянуть не из простого любопытства, не из желания пофантазировать, а чтобы определить главные направления развития человеческой мысли. В дни празднования 250-летия Академии наук СССР ведущие ученые страны в ответах на вопросы специальной анкеты высказали свои предположения о развитии тех или иных научных направлений в еще во многом таинственном, но уже близком XXI веке. Публикуя некоторые из этих прогнозов, редакция «Смены» надеется, что они будут интересны нашим читателям, и прежде всего молодым ученым и нынешним студентам и школьникам, решившим посвятить свою жизнь науке.
...Мы не знаем, будет ли иметь конец «век радио» и «век электричества», но не сомневаемся в возможности такого качественного совершенствования радиосредств и электропромышленности путем создания новых физических принципов, которое, возможно, потребует нового названия нынешнего века.
Мы признаем открытие «атомного века», столь печально начавшегося в 1945 году. Глубокое проникновение во внутриядерные процессы должно привести к совершенствованию средств использования этой энергии, к получению «чистой» энергии, применение которой не будет грозить отравлением окружающей среды и поражением биосферы. Однако не исключено, что в дальнейшем овладение еще более глубокими тайнами ядерных частиц, поспешно называемых элементарными, откроет перед человечеством качественно новые источники энергии и «атомный век» уступит место новому веку.
Век кибернетики, генной инженерии. Мы торопимся, и не без оснований, открывать «века» в связи с-рождением каждого нового основополагающего направления в развитии науки и техники. Но было бы неправильно объявлять наступление «космического века» или «космической эпохи» в связи с осуществлением нами в 1957 году прорыва в космос, понимая под веком или эпохой нечто проходящее. Нет космического века или эпохи, а есть космическая эра, имеющая лишь начало.
Начав освоение космоса автоматами (1957 г.), затем человеком (1961 г.), мы стали на путь непосредственного освоения сначала ближнего, а потом и дальнего космоса. Тем самым человечество вступило в новую фазу своего развития – овладения неисчерпаемыми ресурсами Вселенной. Создается принципиальная возможность не связывать существование человечества с ограниченными – пространственными, материальными, энергетическими и временными – ресурсами породившей нас планеты, а в дальнейшем и нашей солнечной системы. Таких грандиозных перспектив человечество еще не знало.
Невесомость, глубокий вакуум и солнечное излучение создают уникальные условия для организации вне Земли высокоэффективного промышленного производства.
...В начале третьего тысячелетия, то есть через 30 – 40 лет, ведущими в мире станут, я уверен, биологические науки. Познание зарождения живого из неживого, уяснение работы мозга животных и человека, таких явлений. Как память, эмоции, мышление, и на этой основе – овладение, управление ими. Познание сущности процесса малигнизации, то есть превращения нормальной ткани в опухолевую, и на основании такого знания – противодействие этому процессу.
Дальнейшее углубление понимания явлений наследственности и изменчивости. Биохимия, глубоко поняв строение и динамику макромолекул, механизм ферментного катализа, процессы мутагенеза, явления рецепции сигналов внешнего мира и других явлений, станет в ряд так называемых точных наук. И, что не менее важно, наука (и человечество) поймет, как опасно производить легкомысленные изменения лика Земли.
...Перспективно использование ядерных реакций для металлургических процессов. Сейчас многие высокоразвитые страны работают над проблемой создания атомных металлургических комбинатов. Принципиальную схему подобного комбината можно представить такой: в центре – двухсекционный ядерный реактор; одна секция вырабатывает электроэнергию, другая – нагревает водород, являющийся восстановителем в агрегатах для прямого получения железа. Для выплавки качественных сталей восстановленное железо поступает в электропечи.
Разумеется, все технологические процессы полностью автоматизированы, а управление ими осуществляется ЭВМ. Это позволит до минимума снизить количество обслуживающего персонала, оставив только операторов и ремонтников. А компоновка предприятий вокруг ядерного реактора дает возможность значительно сократить технологические и транспортные коммуникации.
Разумеется, это только схема, над практическим выполнением которой предстоит еще много потрудиться.
...В космосе будут получены сплавы, которые в условиях прямого влияния гравитации получить невозможно. Например, сплавы некоторых металлов, которые на Земле образуют несмешивающиеся системы типа «масло – вода». Есть предположение, что такие сплавы должны обладать уникальными техническими свойствами. Мы получим в космосе и разнообразные композитные материалы и полупроводниковые кристаллы, которые позволят создать совершенно новые приборы, машины и механизмы. Можно с, уверенностью сказать: эра космической металлургии и технологии наступила.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)
С бывшим начальником генерального штаба партизанского движения при ставке Верховного Главнокомандования Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков