Опека или попечительство?

Сергей Николаев| опубликовано в номере №1426, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Толеген Мухамеджанов, рассказавший мне, как бурно реагируют юноши и девушки на выступления артистов в рок-балетах и рок-операх, собственным творчеством подтверждает мысль о том, что молодость в «хронологическом» смысле отнюдь не означает тепличность. Сам молодой композитор является автором двух опер и оперетты, не говоря уже о множестве сочинений малых форм. Его коллега Серик Еркимбеков написал музыку к балету «Вечный огонь», поставленному на сцене республиканского академического театра имени Абая. Да и другие имена молодых композиторов назывались в нашей беседе. Суть не в длине перечня, а в том, что нравственный климат в Союзе композиторов таков, что намерение написать оперу начинающим музыкантом не воспринимается как замах «не по чину».

Раз за молодыми признается право на риск, на большую самостоятельную работу, почему бы не признать за ними право на некоторую автономность? Пусть нормой творческой жизни станет эксперимент.

Сейчас обсуждается идея создания экспериментального театра. Он остро необходим из-за очевидного кризиса, обозначившегося в этой области искусства.

Может быть, в нынешних условиях инициаторам создания творческой лаборатории, в которой могли бы попробовать свои силы и молодые драматурги, и актеры, и театральные художники, не потребуется ходить в роли просителей из учреждения в учреждение годы и десятилетия?

Стоит в этой связи вернуться к джаз-клубу. Что, если бы он появился 18 лет назад — сразу же после того, как возникла мысль о его организации? За эти годы он оказал бы столь мощное воздействие на формирование музыкального сознания молодежи — исполнителей и «потребителей», — что сегодня не пришлось бы начинать с азов: что есть регтайм, блюз...

Всякое начинание хорошо в свое время. И как часто бывает, что мы безнадежно опаздываем с узаконением нового. Хоть и не совсем точна аналогия явлений духовной жизни с обстоятельствами экономического характера, однако рискну сравнить запоздалое проведение в жизнь художественных идей с внедрением устаревшей модели одежды. Вчерашняя мода никого не волнует. А в искусстве — особенно в экспериментальном — тоже существует мода, хотим мы этого или нет. Музыкальный язык, стилистика в живописи, приемы режиссуры — они тоже устаревают, тоже делаются старомодными...

Все, что сделано в Алма-Ате по воспитанию творческой смены, все, что не сделано, в одинаковой степени отражает суть проблемы, имеющей универсальный характер. Везде легче провести в жизнь одноразовые мероприятия, создать советы, но гораздо труднее, сообщив «разгон» какому-то начинанию, добиться того, чтобы инерция не угасла, чтобы дело жило, развивалось, обогащалось. Начато в Казахстане сегодня многое, важно, чтобы хватило запала, чтобы выработалась стратегия. Будем помнить пример с дискотеками: вроде бы взяли их под контроль комсомольских организаций, а наполнить работу в них живым содержанием не сумели, и дискотеки зачахли.

Еще один аспект проблемы. Его обозначил тот же Толеген Мухамеджанов. Недавно, рассказывал он, в Алма-Атинский горком комсомола пришел 16-летний подросток. Обратился к работникам горкома с просьбой: помогите организовать нам досуг. Выходит, мальчишки сами не знают, как занять себя, они привыкли к тому, что их опекают даже во внеучебное время. Заорганизованность привела к параличу личной инициативы даже в таком приятном деле, как детские игры. Толеген заметил, комментируя этот казус: мы все слишком привыкли быть детьми, быть на иждивении.

Не в этих ли словах ответ на вопрос, почему столь завышен ныне возраст взросления? Творческая молодежь тоже привыкает к постоянной опеке, к тому, что ее водят на помочах, — не от этого ли инфантильность многих из сорокалетних?

Не путают ли у нас слова «попечительство» и «опека»? Первое из них значит помощь, поддержку, а второе — лишение самостоятельности поднадзорного, опекун принимает на себя отправление основных функций его гражданского бытия. Нам предстоит научиться различать два этих старинных понятия. Если вместо опеки (от недоверия идущей: как бы не туда не занесло) молодой талант получит помощь (материальную, нравственную), тогда и срок «проживания» в творческой молодости намного сократится, гораздо скорее придет гражданская зрелость, появятся острые, социально значимые произведения, достойные нашей эпохи, живущей под знаком обновления.

Там, где много и плодотворно работают над созданием наилучших условий для творческого роста талантливой молодежи, не должны забывать о том, что существует невидимая грань между двумя «степенями вовлеченности» в творческий процесс — они-то и отражены в названных мной старинных понятиях.

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Волшебный звук

Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина

Гость

Рассказ